Новости

25.05.2017Вознесение Господне Благочиние 7-го округа Калужская область

Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Вознесением и возвращением к Отцу небесному на сороковой день после Воскресения окончилось земное служение Господа нашего Иисуса Христа и началась Его небесная слава. Христу архиерею грядущих благ, принесшему Себя Единого в жертву за грехи (Евр. VII, 27; IХ, 26), надлежало войти  не в рукотворенная святая, но в самое небо, да явится лицу Божию о нас.

О Своем Вознесении Господь предсказывал и в Ветхом Завете через пророков, и во время Своей земной жизни: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. XX, 17). Событие Вознесения Господня описывают в своих Евангелиях два евангелиста: Марк (XVI, 19-20) и Лука (XXIV, 50-53).

По Воскресении Своем Спаситель на протяжении сорока дней являлся Своим ученикам и Апостолам, говоря о Царствии Божием, уверяя их в истинности Своего Воскресения, приготовляя их к Своему восшествию на небо и к принятию ими Царствия Божиего на земле. Господь говорит своим ученикам о Своей Божественной власти на небесах и на земле, о Божественном избрании апостолов для проповеди Евангелия всем народам, Божественном благословении крестить людей во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учить соблюдать все заповеди Господа и обещает быть со Своей церковью, во все дни до скончания века (Матф. XXVIII, 18-20).

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь явился Своим ученикам и Апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия на них Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, покрытую масличными деревьями, Господь обещал им чудодейственную силу: « Вы примите силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете Ми свидетели, даже до последних земли» (Деян. I, 8). После обращения к ученикам Господь воздел руки Свои и благословил Апостолов и учеников. После того, как благословил их «отступиши от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему» (Лук. XXIV, 50-52) и смотрели на Него во время восхождения Его, и облако изъяло Его от глаз их. И вот два мужа встали перед ними в одеждах белых и сказали: «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, также снова приидет, таким же образом, как видите Его идущим на небо» (Деян. I 9-11). Апостолы возвратились в Иерусалим с великой радостью и до сошествия на них Святаго Духа пребывали во храме, хваля и благословляя Господа.

Так, совершив искупление мира, Сын Божий в 40-й день после славного своего Воскресения снова вознесся на небо, сев одесную Бога. Спаситель восшел на небо не как Енох или Илия, которые были взяты, а Он вознесся Сам, Своим могуществом. 

 Древность и важность праздника

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется с глубокой древности, еще с Апостольских постановлений и называется у Апостолов и церковных писателей исполнением домостроительства мира. Издревле церковь установила вспоминать славное Вознесение Господне в четверг шестой недели после Пасхи, иначе в сороковой день от первого воскресного дня Пасхи. Об Апостольском происхождении праздника свидетельствует святой блаженный Августин, который говорит в своих письмах в Януарию, что «храним мы не по писанию, а по преданию и то предание сохраняется во всем мире от самих Апостолов и соборов. По их спасительному установлению, сохраняются церковью правила, касательно ежегодного воспоминания о страданиях, Воскресении и Вознесении Господа на небо и сошествия Святаго Духа». В IV веке праздник Вознесения прославляется в поучениях пастырей и писателей христианской церкви: святого Афанасия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Блаженного Августина и многих других.

В IV веке в память и славу Вознесения Господня на месте события святая Равноапостольная Елена поставила храм. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин, в IX веке Иосиф Студит составили канон на день Вознесения, который и поныне поется в день праздника.

Праздник Вознесения Господня с плотию на небо – есть великий и двунадесятый. Он служит радостным и утешительным свидетельством совершившегося искупления, примирения Бога с миром и всегдашнего благословения Его на церковь, ибо господь благословил ее, и не заканчивая, а продолжая благословение, вознесся на небо ((Лук. XXIV, 50-51). Небеса умилостивленные отверзлись и восприяли человечество.

Святой Иоанн Златоуст в праздник Вознесения Господня говорил: «ныне люди уподобились Ангелам, человеки соединились с Бесплотными, и из сего родства произошел великий союз. Господь  всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий. Мы, кои, повидимому, недостойны были земли, ныне вознесены на небо с самим естеством своим. И природа, от которой Херувимы охраняли рай, ныне сама возсидит на Херувимах».

Блаженный Августин в праздник Вознесения Господня говорил: «сегодня возсиял для нас святой и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Возрадуемся и возвеселимся. Христос снизошел во гроб и отверзлась преисподняя, Христос восшел на небо и прославилась горняя. Воскресение Господа есть наша надежда. Его Вознесение есть наше прославление. Земное тело взято на небеса, кости недавно заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом Ангелов. Смертная природа пересажена в недра бессмертия. Итак, Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде висел на кресте, а ныне возсидит одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас цену искупления, когда вознесся, привлек к Себе то, что искупил».

Праздник Вознесения Господня продолжается 9 дней, после праздника православная церковь выражает в своих песнопениях ожидание сошествия Святаго Духа.

 Поучительность праздника

Вознесение Господне есть свидетельство нераздельного и неслиянного соединения Божества и человечества в лице Иисуса Христа. В одном и том же лице говорил Блаженный Августин познается и Божественное могущество возносящего и возносимое человечество. Итак, должны мы признать в Иисусе Христе двоякое естество. Если достигает всюду, то откуда идет? Пространством не распространяется, временем не изменяется, не имеет на входа, ни исхода, но пребывая Сам в Себе, объемлет весь мир. Он не познается. Не только он Бог, но и человек, не только человек, но и Бог.

К Вознесшемуся на небо должны мы постоянно возносить свои мысли, сердца и взоры, в надежде и самим потом достигнуть неба, - сего вечного жилища, уготованного для истинных христиан. На небо, к вознесшемуся Спасителю, на небо, как на свою родину, невольно устремляется бессмертный дух человека. Утешительно призывает к Себе Господь: придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы (Матф. XI, 28) Так небо есть залог наших надежд, утешения и блаженства!

 Тропарь праздника

 Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

 

На русском языке: Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того , как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак праздника

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

На русском языке: Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное Вознесение.