Новости

08.04.2017Воскрешение Лазаря Благочиние 7-го округа Калужская область

Воскрешение праведного Лазаря

Шестая неделя святой Четыредесятницы названа неделей Ваий или Цветоносной. В эту неделю церковь вспоминает Вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, встреченный народом праздничными ветвями пальм (вайями). Вспоминает церковь и предваряющее это событие чудо воскрешения праведного Лазаря, чудо которое Спаситель совершил перед началом страстной седмицы, в субботу, накануне дня Своего Входа в Иерусалим.  Начиная эту седмицу, Церковь молится о постящихся, чтобы они вместе с Лазарем воскресли от смерти греха и приготовились к духовной встрече Входа Спасителя в Иерусалим.

Событие праздника

Лазарь был родом из Вифании, небольшого поселения вблизи Иерусалима. Господь часто, в дни Своей земной жизни, заходил в дом Лазаря, которого называл своим другом и любил Лазаря и двух его сестер Марфу и Марию. Когда Лазарь заболел, сестра его Мария попросит передать Иисусу такие слова: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен» и получает от Иисуса Христа ответ: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Через некоторое время праведный Лазарь умирает, с плачем, сестры и друзья совершают обряд погребения, по иудейскому обычаю пеленают тело умершего в саван и кладут в гроб, гроб же с телом относят в пещеру,  закрывая вход камнем. Как во все дни своей земной жизни, Господь явил перед гробом Лазаря самым очевидным образом Свою божественную сущность, как Бог всеведущий, Он говорит ученикам о смерти Лазаря, в то время, как Самому Иисусу никто не рассказывал об этой смерти, но Он сообщает ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». «Господи! Если уснул, то выздоровеет», - отвечают Иисусу ученики, думая, что речь идёт об обычном сне, а в ответ Господь говорит им: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин XI, 14-15). В утешение, вышедшей навстречу Ему сестре Лазаря Марфе, «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус отвечает ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. (Азъ есмъ воскрешение и животъ: веруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ. И всякъ живый и веруяй въ Мя, не умретъ во веки)» (Ин XI, 23-26). Господь показывает Свою человеческую сущность, когда видит плачущую сестру Своего умершего друга и плачет вместе с нею, и  спрашивает: «Где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Ин. XI, 34-35). «То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший и Господь воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин.XI, 38-44). Так являет нам Господь два своих существа, как человек плачет и спрашивает, где погребли и как истинный Бог, Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному, всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвертый день после его смерти. Церковь, рассказывая об этом событии, заключает:  «Тебе Владыко, всех Царю, вся возможна. Глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного».

Чудо воскрешения праведного Лазаря произошло при огромном стечении народа и многих обратило в веру в Иисуса Христа, это так озлобило книжников и первосвященников, что с этого дня они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Иудейский Синедрион обнародовал повеление взять Иисуса Христа, в любом месте, где только увидят.

Лазарь же удалился на остров Кипр, где впоследствии был поставлен епископом. Богоматерь подарила ему омофор, сделанный своими руками. После воскрешения Лазарь жил еще 30 лет, хранил строгое воздержание и вторично преставился на Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Древность и важность праздника

Лазареву субботу, день воскрешения праведного Лазаря, церковь вспоминает с древних времен христианства. Отцы церкви IV века: святой Амфилохий, епископ Иконийский, святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Иоанн Златоуст, Лазарь, воскресший из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке – святой Андрей Критский написал беседу на четверодневного Лазаря и канон, по сей день, исполняющийся на церковных богослужениях. В VIII веке Иоанн Дамаскин написал для Церкви канон на день Лазарева воскрешения. Евангелист Иоанн Богослов так повествует о воскрешении Лазаря: «Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон». (Ин. XI, 41-43).

Православная церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в страстную неделю, неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительных действий Иудейского Синедриона с целью погубить Спасителя.

Праздничная служба Лазаревой субботы с давних времен совершается во всех христианских храмах.

 

Тропарь праздника

О́бщее воскресе́ние  пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,  из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же.  Те́мже и мы, я́ко о́троцы, побе́ды знаме́ния нося́ще,  Тебе́, Победи́телю сме́рти, вопие́м:  оса́нна в вы́шних,  благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

На русском языке:  В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!"

Кондак праздника:

Всех ра́дость Христо́с,  И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра Воскресе́ние,  су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, и бысть о́браз Воскресе́ния, всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

 

На русском языке: Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.