Новости

20.04.2016Вход Господень в Иерусалим Благочиние 7-го округа Калужская область

Вход Господень в Иерусалим

После совершения чуда воскрешения праведного Лазаря из Вифании, Спаситель вступает в последний этап своей земной жизни, называемый страстной седмицей. В священном писании последнее воскресенье перед Пасхой названо Вход Господень в Иерусалим. Этот день был не раз предсказан в пророчествах. 

Событие праздника

Вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим был истинно царским и при самом входе Своем Иисус Христос показывает, что Ему известно, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания добровольно. При входе Спасителя в Иерусалим народ оказывает Ему почести, бросая под ноги одежду, выстилая дорогу пальмовыми ветвями. В восторге люди восклицают: «осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. XXI, 9). Царский вход Иисуса Христа был в одновременно и кроткий, ведь ничто не отличает Его от остальных путешественников, а ослик, на котором он въезжает в город, символизирует на Востоке мирные намерения. Весть о воскрешении Лазаря широко распространилась среди жителей Иерусалима и среди множества народа собравшегося в Иерусалиме накануне праздника Пасхи. Встречают Иисуса торжественно, оказывают Ему почести. Евреи ждали Спасителя Израиля, предсказанного многими пророчествами, ждали, что Он освободит их от владычества римлян. Вот, что пишет митрополит Антоний Сурожский: «Когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, а не от власти Рима, тогда от Него отвернутся с разочарованием, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов». Всего несколько дней спустя многие из тех, кто так восторженно ликовал, встречая Иисуса у ворот Иерусалима, будут кричать Понтию Пилату:: «Распни Его!», обрекая на казнь Того, Кто принёс им истинное спасение.

Древность праздника

Вспоминая одно из самых главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, церковь установила праздник Входа Господня в Иерусалим, как радостное событие «начаша, радующееся, хвалити Бога гласом великим» (Лука 19, 37). В III веке Мефодий - епископ Тирский, в IV веке св. Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Златоуст. Епифаний Кипрский, в V веке Прокл – епископ Константинопольский, в VII веке Андрей Критский, в VIII веке Косьма Маиумский, Иоанн Дамаскин, в IX веке Феодор и Иосиф Судиты, император Лев Философ написали поучения, священные песнопения и сказания, которыми до наших дней церковь прославляет Вход Господень в Иерусалим.

Богослужение

В утреннем Евангелии Церковь благовествует о событии Царского входа Господня в Иерусалим, предсказанного пророками и о злобе завистливых первосвященников и книжников Иудейских, которые желают погубить Спасителя. После Евангелия церковь благословляет зеленые ветви и ветви верб со свечами, чтобы живее изобразить первоначальную встречу Господа народом, при последнем Входе Его в Иерусалим, особенно прославляемом в песнопениях утреннего канона. Зеленеющие ветви со свечами, которые мы держим на утреннем Богослужении в день Входа Господня в Иерусалим, служат знамением победы над смертью и воскресения Иисуса Христа, Которому мы «яко победителю смерти вопием: осанна в вышних». «Восхвалите согласно, люди и народы: Царь бо Ангельский взыде ныне на жребя. И грядет хотяй на кресте поразите враги, яко силен». На литургии в праздник Ваий, церковь, призывает нас к духовному сретенью Господа, внушает нам взять ветви добродетелей и принять Христа в дом души, как в Иерусалиме.

 Тропарь праздника:

Глас 1: О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Темже́ и мы, яко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Глас 4: Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш, безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся Воскресе́нием Твои́м, и воспева́юще зове́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

На русском языке:

Глас 1: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!"

Глас 4: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим и в песнях восклицаем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!"

Кондак праздника: На престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.

На русском языке: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на ослёнке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: "Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!".