Новости

08.03.2017Великий пост. Постимся постом приятным Благочиние 7-го округа Калужская область

Великий пост. Четыредесятница и Страстная седмица.

Многодневные посты христианской церкви выпадают на четыре времени года и определены перед великими праздниками, подчеркивая особое состояние души человека при подготовке к радостной встрече и создавая особый настрой всего человеческого естества в ожидании этих праздничных событий. Как природа перерождается в свои четыре сезона, в каждый из них потрясая нас своей красотой и разнообразием, так и человек, призван церковью духовно обновиться, во славу Божию, постом и более усердной молитвой предваряя радость наступающих праздников, главный из которых Пасха, поэтому пост перед главным христианским праздником назван Великим, а в ранней церкви назывался Господним постом.

Святая Четыредесятница (первые 40 дней Великого поста)

Подвиг поста непрерывно совершался ещё святыми ветхозаветной церкви, называющих посты радостью и праздниками благими (Захар. VIII, 19). Многие христианские святые и праведники всю свою жизнь пребывают в посте и молитве по примеру апостолов и по заповедям Божьим, стремясь к спасению своей души. Нас же, простых мирян, церковь считает немощными своими чадами, но в дни поста призывает быть воинами Господа нашего Иисуса Христа, становясь на стражу, отказываясь от излишеств в пище, от вкусностей, от развлечений и других удовольствий плоти и посвятить хотя бы время поста тщательному наблюдению за собой, ради очищения духовного и телесного.

Древность и важность святой Четыредесятницы

Заповедь поста исходит от самого Господа нашего Иисуса Христа, постившегося 40 дней и 40 ночей, пребывая в молитве, удалившись в пустыню перед вступлением Своим на проповедь Евангелия (Матф. IV, 1). Мы держим пост, который держал Господь, в меру своих сил. Почитаем Святую и Великую Четыредесятницу, - говорит Симеон Фессалоникийский, для своего очищения, единения с Богом и в подражание Ему. Приемник апостола Петра в Риме Климент - в апостольских писаниях, Иоанн Дамаскин - в Иерусалимском Уставе, православная церковь – в своих уставах заповедуют с апостольских времён сорокадневный пост перед Пасхой, начиная с понедельника после масленицы (недели Сыропустной) и оканчивая пятницей шестой седмицы. Амвросий Медиоланский пишет о святой Четыредесятнице: «Христос освятил её Своим постом, а кто из христиан не постится со Христом в святую Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство, нарушая данный Богом закон ко спасению. Когда ты не постишься по примеру Господа, то какой ты христианин, если пресыщаешься, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи свои тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего?». Об установлении апостолами святой Четыредесятницы в подражание Господу, свидетельствуют многие древние христианские писатели: Игнатий Богоносец – писатель I века, Виктор - епископ Римский второго века, Дионисий Александрийский и Ориген – III века, прямо упоминают о сохранении традиции великого поста блаженный Иероним и Кирилл Александрийский – христианские писатели IV века. Первый Вселенский Собор, руководствуясь апостольским правилом о святой Четыредесятнице, принимает постановление, названное пятым правилом, о 40 дневном посте, называя Четыредесятницу постом Господним. В поучениях Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святого Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского об установлении Четыредесятницы упоминаются различные события, связанные с числом 40:

- о разверстых на 40 дней хлябях небесных во времена Ноя,

- о 40 днях пребывания в пустыне у горы Хорив пророка Илии,

- о 40 днях пребывания Моисея на горе Синай, при получении закона,

- о пропитании в пустыне народа Израильского манной небесной  на протяжении 40 лет.

Афанасий Великий пишет: «пост врачует болезни, прогоняет бесов, удаляет лукавые помыслы и делает сердце чистым», Иоанн Златоуст называет пост лекарством для человеческой души, «пост всем открывает двери, удаляет от зла, чтобы всех спасти». Храня святую Четыредесятницу, православная церковь определяет преемственность древней и апостольской церкви в следовании закону Божьему.

Страстная Седмица 

В пятницу шестой седмицы великого поста заканчивается святая Четыредесятница и начинается пост Страстной Седмицы. Среди дней спасительных страстей Господних в последнюю седмицу перед Пасхой, есть дни, не являющиеся постными: суббота Воскрешения Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, но радость их с привкусом горечи и слёз, как говорит о них епископ Солунский Симеон: «они суть дни плача и составляют как-бы врата к страданиям Спасителя». В день воскрешения Лазаря Господь Сам плачет у гроба и в день входа в Иерусалим, Господь, видев этот великий город, плакал о нём (Лук.V, 35) . Господь Сам устанавливает пост Страстной Седмицы, говоря: придут дни, когда отнят будет от них Жених, тогда постятся в эти дни (Лук.V, 35). Господь призывает апостолов поститься в эти шесть дней, плакать и сокрушаться о злости и бесчестии Иудеев и сам плачет о них, как о погибающих в грехе неверия в пришедшего Господа. Святой Дионисий Александрийский и святой Епифаний Кипрский говорят о посте в седмицу перед Воскресением Господнем: «не все равно и однообразно проводят эти дни, кто-то все шесть дней проводит без пищи, другие – два дня, а иные и один, до пения петухов в ночь на день воскресения». Отеческими постановлениями и правилами Православной церкви предписывается сухоядение в пост Страстной седмицы и отказ от пищи в страстную пятницу и субботу, с оговоркой, - для тех, кто может.

Патриарх Кирилл в первый день Великого поста на богослужении в подмосковном Николо-Угрешском монастыре призвал верующих стремиться во время поста к перемене ума и сердца, в которой нуждается каждый из нас. К улучшению внутреннего состояния человека, в его стремлении освободиться от греха.