Новости

10.04.2017Страстная седмица Благочиние 7-го округа Калужская область

Страстная седмица

После торжественного, поистине царского и одновременно кроткого Своего Входа в Иерусалим Господь каждый день пребывает и проповедует в Иерусалимском храме. Господь преподаёт Свое спасительное учение, и множество народа каждое утро приходит в храм слушать слово Господа (Лук. ХХI, 37-38).  Начинается Страстная Седмица добровольных страданий (страстей) Господа в последние дни Его земной жизни: «Грядёт Господь на вольную страсть», - эти слова звучат в каждом отпусте церковных богослужений в Страстную Седмицу. В эти дни Господь произносит свои самые пламенные проповеди и притчи, которыми он всегда говорит с учениками и народом, становятся уже совершенно определёнными, открытыми и напрямую рассказывают о событиях ближайшего будущего как Самого Христа,

- притча об убийстве сына хозяина виноградника,

- притча о десяти девах,

так и о грядущих временах для всего человечества,

- проповедь о втором пришествии,

- проповедь о страшном суде.

Апостолы и ученики Иисуса Христа с большим благоговением относились к предсказаниям Его о великих и спасительных событиях смерти и воскресения, а после вознесения Господа на небеса стали проповедовать величие страстной седмицы и каждого великого её дня в отдельности.

Великий Понедельник

С первого дня страстной седмицы начинается прославление страданий Господа ради спасения всего человечества: «Придите, празднолюбцы, встретим песнями Создателя, грядущего принять крест, испытания и раны» (из богослужения Великого Понедельника). В этот день церковь вспоминает Иосифа, любимого сына ветхозаветного патриарха Иакова, проданного родными братьями в рабство из ненависти и зависти, так и любимый Сын Небесного Отца предан на смертные муки злобой и завистью иудейских старейшин, Его земляков и соплеменников. Вспоминают в этот день и притчу о засохшей в один миг, по слову Господа, зеленеющей, но не имеющей плодов смоковнице. Господь сравнивает смоковницу с душой человека, исполняющего церковные обряды, но не делающего никаких добрых дел, то есть не приносящего плодов истинной веры. На примере этой смоковницы, которая не приносит доброго плода, Господь показывает свою силу творить правосудие, а не только благо. Вспоминает церковь и притчу о двух сыновьях виноградаря, которых отец посылает возделывать виноградник. Один отказывается, но потом раскаивается и исполняет волю отца, а другой обещает, но не делает. Этого последнего Господь сравнивает с иудейскими первосвященниками, которые поставлены возделывать Божий виноградник (Церковь), но давно забыли Бога и не исполняют Его волю. В этот день Господь призывает своих учеников быть великодушными среди зла и утешает их тем, что вера Христова и Евангелие распространятся по всему миру (Матф. XXIV, 8-35).

Великий Вторник

Ночь с понедельника на вторник Иисус проводит в Вифании, а утром снова приходит в Иерусалимский храм, куда стекается множество народа слушать проповеди Иисуса. Видя такой интерес людей к учению Иисуса Христа, первосвященники переполняются завистью и злобой, понимая, что Иисус говорит о них, называя их болтунами, которые ничего не делают, обличая их притворство. Старейшины хотят убить Иисуса, но открыто напасть и схватить боятся, так как народ считает Иисуса пророком и множество людей постоянно находится около Него (Матф. XXI, 46, Марк XI, 18). В этот день Господь произносит притчу о десяти девах, которые ждут Жениха и возжигают светильники и церковь напоминает верующим о необходимости постоянно быть готовыми к встрече Небесного Жениха. По отеческим преданиям елей, это синоним добрых дел, которые успел сделать человек перед внезапным пришествием Христа для свершения суда над живыми и мёртвыми. Мудрые девы, взявшие запас елея для своих светильников, зажгли их, встретили Жениха, вошли с Ним на брачный пир и двери затворились. Девы же глупые не имели запаса елея, и ушли покупать, а вернувшись, увидели двери закрытыми, стали стучать, но Господь ответил им: «Не знаю вас». Эту евангельскую притчу церковь вспоминает в Великий Вторник в назидание нам о своевременном исправлении своих грехов и накоплении добрых дел. Кроме обличительных речей о книжниках и фарисеях, которых Господь называет порождениями ехидны, вождями слепыми, лицемерными и беззаконными, Он предсказывает и разрушение Иерусалима (Матф. XXII, 15, XXIII, 38-39). После окончания проповеди в Великий Вторник Иисус говорит своим ученикам о предательстве и предстоящем распятии.

Великая Среда

Ночь со вторника на среду, последнюю ночь в Вифании, Иисус проводит в доме Симона – фарисея, сюда приходит женщина и приносит сосуд с драгоценным миром. В знак любви и уважения к Иисусу женщина умащивает миром волосы Христа и возливает Ему на голову довольно большое количество драгоценного мира (Лук.VII, 36-50), чем вызывает ропот учеников Христа, которые говорят, что деньги от продажи этого мира можно было бы раздать нищим. По словам Иоанна Златоуста особенно возмущался Иуда Искариот, но не потому, что заботился о нищих, а потому что был вор и часть денег рассчитывал оставить себе. Иисус остановил ропот своих учеников, сказав, что нищих они всегда будут иметь при себе для благодеяний, а Его не всегда. Он просил не смущать женщину, говоря: «Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори». Таким образом, Иисус призывает своих учеников обратить внимание на то, что доброе дело, это не только любовь к ближним и помощь нуждающимся, которых мы видим перед собой, но и благоговейное приношение Самому Господу, которого мы можем не видеть.В это же самое время, в доме первосвященника Каиафы, иудейские старейшины и книжники сговариваются убить Христа, но хотят сделать это так, чтобы избежать возмущения среди людей. Вот на этот совет и приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Христа, и предлагает предать в руки первосвященников Иисуса, спрашивая у старейшин, сколько они готовы заплатить за предательство. Иудейские старейшины с радостью соглашаются и предлагают Иуде тридцать сребреников, что в те времена примерно соответствует стоимости одного раба. В своей проповеди на Евангелие от Матфея Иоанн Златоуст восклицает: «Услышьте сребролюбцы, страждущие Иудиной болезнью, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Ведь если даже тот, кто слышал Христа, находился рядом с Христом, мог по слову Господа творить чудеса, пользовался Его учением и всё же низвергся в бездну, оттого, что не был свободен от сребролюбия, то как легко будете уловлены вы, если не будете бороться с этим грехом». В Великую среду церковь вспоминает о жене, помазавшей миром Господа и о злодейском сговоре иудейских первосвященников с предателем Иудой Искариотом.  

Великий Четверг (Великий четверток)

В этот день Иисус посылает Своих ближайших и любимых учеников Иоанна и Петра в Иерусалим приготовить пасхальную трапезу в одном из домов. С наступление вечера Господь входит со своими двенадцатью учениками в эту сионскую горницу, приготовленную для празднования Пасхи. Иисус разговаривает со своими учениками, в какой-то момент трапезы Он встаёт, препоясывается полотенцем, и омывает ноги своим ученикам, Пётр отказывается, Господь настаивает и заповедует апостолам так же омывать ноги друг другу: «Аз умыл вам ноги, Господь и Учитель, и вы должни друг другу умывати нози. Аз сотворих вам и вы творите». С апостольских времён и до наших дней в православной церкви существует обряд омовения ног после литургии в великий вторник. Святитель омывает ноги пресвитерам, патриарх омывает ноги сослужащим ему священникам, во время чтения Евангелия об омовении ног Иисусом. После этого Иисус совершает Пасху по закону Моисея и вечером этого дня впервые заповедует своим апостолам Новую пасху, - великое таинство Евхаристии, призывает их творить святое Причащение в память о Нём: «Сие творите в Мое воспоминание, - до того времени, как Я приду». Иисус преломляет хлеб и говорит апостолам, - придите, ядите, сие есть тело Мое, наливает вино и говорит, - сие есть кровь Моя. На тайной вечери Господь со всей определённостью говорит ученикам, что один из них предаст Его, в ответ на это пророчество каждый из учеников спрашивает: «Не я ли, Господи?», но Господь не называет никого, протягивает хлеб Иуде Искариоту, тот берёт хлеб и сразу же уходит, покинув трапезу. «По хлебу вошел в него сатана и предатель Иуда тотчас удалился от Христа и Его церкви. Была уже ночь» (Иоанн. XIII, 1-30). Евхаристия с апостольских времён является главным таинством Христовой церкви, таинством соединения Бога с людьми через святое Причащение.

Закончив пасхальную трапезу, Господь идёт с учениками в Гефсиманский сад, Он предсказывает Петру, что тот в одну ночь трижды отречется от Христа, предсказывает и встречу с учениками в Галилее, после Своего воскресения. Господь отходит от Своих учеников, чтобы помолиться в одиночестве и просит их тоже пребывать в молитвенном бдении, но трижды возвращаясь к ним, каждый раз находит их спящими. До кровавого пота молится Иисус в Гефсиманском саду, зная о предстоящих страданиях духовных и телесных, Ангел является Ему с небес, чтобы укрепить Его. Ближе к полуночи Иуда приводит в Гефсиманский сад вооруженных людей, присланных первосвященниками, Иисус идёт к ним со словами: Аз есмь, Он сначала повергает их всех на землю, а потом смиренно разрешает Иуде подойти и поцеловать Себя, и не сопротивляется, когда Его хватают, чтобы увести на страшные муки и смерть (Лука XXII, 38-53). 

Великая Пятница (Великий пяток)

В этот день Христос распят на кресте, и церковь посвящает богослужение всем этапам, которые Господь проходит в этот день. Традиция собираться в Великую Пятницу на молитву по восточному счислению часов в 1-ый, 3-ий, 6-ой и 9-ый час существует с самых первых лет христианства:

  • Час 1-ый – соответствует трём современным часам 7-8-9 часов утра, в это время Иисуса приводят к Пилату на суд и первосвященники со старейшинами иудейскими ложно обвиняют Христа в том, что Он призывал  народ к свержению власти римского кесаря. Читается псалтирь пророка Давида, псалмы 5,89,100.
  • Час 3-ий – соответствует 10-11-12 часам утра, в это время Пилат осуждает Христа, но не хочет его смерти и потому отдаёт приказ избивать Его, чтобы первосвященники согласились, что этого наказания достаточно, но нет, они не согласны и жаждут смерти Христа, подстрекая народ требовать распятия. Пилат понимает, что старейшины иудейские хотят казнить Иисуса из зависти и ненависти, и объявляет перед народом, что не видит вины Иисуса. Жена Пилата, видевшая сон о праведности Христа, просит не казнить Его, однако, первосвященники настаивают, старейшины и одураченный ими народ требуют смерти и Пилат умывает руки, говоря: «Не повинен я в крови праведного сего» (Матф. XXVII, 18). Читается псалтирь пророка Давида, псалмы 16,24,50.
  • Час 6-ой – соответствует 13,14,15 часам дня, в это время вспоминается шествие на Голгофу, истерзанный почти до смерти, измученный избиениями Иисус несёт крест, на котором свершится распятие. Он спотыкается, падает, и стражники вызывают из толпы Симона Киринейского, чтобы помогал Иисусу нести крест. Читается псалтирь пророка Давида, псалмы 53,54,90.
  • Час 9-ый – соответствует 16,17,18 часам дня, в это время Господь терпит крестные муки и принимает смерть на кресте. Читается псалтирь пророка Давида, псалмы 83,84,85.

Господь распят на кресте между двумя разбойниками, тот, что слева, говорит Ему, если ты Бог, то освободи Себя и нас, а тот, что справа от Христа, возражает, говоря, что принимает распятие по делам своим, а Иисус страдает без вины. Свет истины открывается разбойнику, который страдает на кресте справа от Иисуса и он просит Христа: «Помяни меня, Господи, во царствии твоём», на что Господь отвечает: «Истинно говорю, Сегодня же будешь со мной в раю». Стражники насмехаются над Иисусом, говоря, что вот спасал других, а себя спасти не может: «Сойди с креста, и мы уверуем в то, что ты Господь», в ответ на эти издевательства Господь молится за них Отцу Небесному: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

С креста говорит Господь с матерью и с любимым учеником Иоанном Богословом, которые стоят вместе у подножия креста. Обращаясь к Марии: «Жено, сё сын твой», поручая Иоанну заботу о Своей матери: «Иоанн, сё матерь твоя». Мучаясь от жажды, Иисус просит у стражников Воды, они же подают Ему губку, смоченную в уксусе, и Господь взывает: «Боже мой, Боже мой, зачем ты меня оставил» (Псалтирь пророка Давида, кафизма 3, псалом 21). «Эти страшные слова Иисуса почти последние, сказанные им на кресте. Они вмещают в себя всю боль, все невыносимые страдания, всё одиночество, которые только может претерпеть человек» (из проповеди протоиерея Андрея Ткачёва на Великую Пятницу). После этого восклицания Иисус говорит: «Свершилось. В руки Твои Отче, предаю дух мой» и умирает. В этот момент омрачается небо, содрогается земля, завеса иерусалимского храма раздирается пополам, открывая всем святая святых (Евр. XII, 8). Наблюдая всё происходящее, стража и сотник у распятия прославляют и исповедуют Господа Иисуса Христа. Так исполнились слова Господа, поясняет Иоанн Златоуст: «Когда распнете Меня и подумаете, что победили Меня, тогда особенно увидите силу Мою».

Великая Суббота

Наступает Великая Суббота – день великой тишины, Господь лежит во гробе. Никодим прихолит к Пилату и просит у него тело распятого Иисуса для погребения. Сняв с креста тело Господа, Никодим и Иосиф кладут тело в новый каменный гроб в саду Иосифа, закрывая вход камнем. Пророчество Иисуса о Своём воскресении на третий день было известно не только апостолам, но и первосвященникам, они не верили в исполнение предсказания, но чтобы тело не похитили ученики Иисуса и потом не сказали, что Он воскрес, первосвященники обратились к Пилату, чтобы дал им стражу. Поставив вооруженных стражников охранять запечатанный гроб с пречистым телом, первосвященники и фарисеи тем самым обеспечили неопровержимость Воскресения Господня. В великую субботу телом Господь лежит в гробу, а душой спускается в ад, чтобы открыть ворота ада «Поднимите врата ваши князи (князи тьмы) идёт Господь, Царь славы» (Псалтирь пророка Давида, псалом 23). Господь спускается в ад, чтобы вывести томящиеся там души к вечной жизни. Души праведников спустившиеся в ад до Христа проповедуют в аду: Симеон Богоприимец рассказывает, что видел младенца Христа, держал Его на своих руках, Иоанн Креститель  говорит, что Иисус уже пришёл, Спаситель близко, Искупитель идёт, ждать осталось недолго (из проповеди протоиерея Андрея Ткачёва).

Иоанн Златоуст пишет: «Не бойтесь ада, Господь разрушил его, только не имейте ада в своей душе», молитесь об освобождении от греха, боритесь с грехом каждый день своей жизни. Итак, сама смерть Иисуса явилась предвестницей Его Святого Воскресения.