Новости

15.02.2017Сретение Господне Благочиние 7-го округа Калужская область

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сретение Господне в православной церкви относится к двунадесятым праздникам. Закон Господень требовал от иудеев (Исход VIII), чтобы всякий первенец мужского пола на 40 день после рождения был принесен в храм и посвящен Господу и искуплен у Господа, одновременно это было и посвящение младенца Богу. В качестве жертвы искупления приносился ягненок и горлица, а кто не мог принести ягненка, приносили двух горлиц, именно такую жертву принесли в храм Дева Мария и Иосиф.  

Событие праздника

Младенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм Богоматерью и Иосифом Обручником на сороковой день после рождения. Этот срок был установлен по закону Моисея (Левит.XII), для того, чтобы женщина, родившая младенца, соблюдала дни очищения, в течение которых она не могла входить в храм. Хотя Богоматерь и была освящена рождением Спасителя, и, при непорочном зачатии оставалась Пречистой и Пренепорочной Девой, не нуждаясь в очищении, но со всем смирением подчинилась требованиям закона, согласилась с ним. Это согласие придаёт богословский смысл событию, обозначившему встречу Нового и Ветхого Завета, их согласие между собой.

В Иерусалиме в это время жил праведный старец Симеон, которые по свидетельству древних историков, в числе 72-х ученых, был приглашен, правящим в Египте (с 285 по 247 годы до Рождества Христова) царем Птолемеем II, для работы над переводом Священного Писания на греческий язык. Этих ученых книжников Священный Синедрион направил в Александрию для работы в царской библиотеке. Труд их впоследствии был назван «Перевод 72-х толковников», предположительно именно этот труд лег в основу перевода Ветхого Завета на славянские языки, в том числе и для Русской православной церкви. Праведный Симеон переводил текст пророчества Исаии о рождестве Мессии, и, прочитав слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.VII, 14), Симеон решил, что сделана ошибка и хотел исправить слово Дева на слово Жена или молодая женщина, в этот момент Ангел Господень удержал его руку и предрек: «Имей веру написанным словам, скоро ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не увидишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». С этого дня и до дня Сретения Господня праведный Симеон ждал исполнения пророчества о явлении Спасителя мира. Праведный и благочестивый старец Симеон, по  внушению Духа Божия пришел в Иерусалимский храм, в тот день, когда Дева Мария и Иосиф принесли туда Младенца Иисуса и принял Его на руки, пророчествуя о нем словами, которые впоследствии были названы Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языкам, и славу людей Твоих Израиля (Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля) (Лк.II, 29-32). Слова молитвы праведного старца Симеона  поразили Иосифа и Деву Марию. Симеон же благословил их и продолжал пророчествовать Богоматери о Младенце Иисусе: «се, лежит Сей  на падение и на восстание многим во Израили. И Тебе же Самой душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления (адаптированный вариант: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе самой оружие пронзит душу, - да откроются помышления многих сердец) (Лк.II, 34-35). Евангелие также повествует о 84-х летней вдове Анне, называемой пророчицей, которая была при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь. В день Сретения Господня и она пророчествовала о Богомладенце, всем ждущим избавления в Иерусалиме (Лк.II, 36-38). По преданию, праведный Симеон прожил 360 лет, дабы по воле Божией, он смог увидеть своими глазами Богомладенца и прославить Его как Христа Спасителя мира и Господа. 

Древность и важность праздника

Воспоминание Сретения Господня Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной в Иерусалимском Храме отмечается с древних времен. На него в III веке указывает Мефодий Тирский, в IV веке Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский. Утвердилась и расширилась традиция празднования Сретения Господня после Халкидонского собора, состоявшегося в 451 году. В V веке Антонием епископом Константинопольским записаны песнопения праздника Сретения Господня. В 528 году с праздником Сретения Господня связывается избавление от бедствий землятрясения в Антиохи, когда христиане с покаянием обращались к Богу с молитвой о помиловании. В 543 году разразилась моровая язва в окрестностях Константинополя, бедствие поражало ежедневно тысячи человек. В день Сретения, когда совершалось всенощное бдение и крестный ход с молитвой Господу о помиловании, бедствие прекратилось. В VII веке Андрей Критский, в VIII веке Иоанн Дамаскин, в IX веке Иосиф Студит обогатили праздник Сретения многими песнопениями и поныне вспоминаемыми на церковных службах, прославляющими Господа нашего Иисуса Христа и других участников событий Сретения Господня – Пресвятую Богородицу, праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны. Торжественным празднованием Сретения Господня церковь снова и снова доказывает непреложную истину явления Христа миру, обличая ложное учение, которое отвергало наличие у Иисуса Христа человеческого естества, считая это недостойным Бога и не истинным. На Божественной литургии в день праздника Сретения Господня, 15 февраля по новому стилю, церковь утверждает: «Христос явился мирови не мнением, не привидением, но истиною». Продолжительность праздника Сретения Господня составляет 9 дней, с 14 по 22 февраля по новому стилю, если не сократится Великим постом. 

Тропарь праздника

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме. Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние.

На русском языке: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак праздника

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м, и ру́це Симео́не благослови́вый, я́коже подоба́ше, предвари́в, и ны́не спасл еси́ нас Христе́ Бо́же, но умири́ во бране́х жи́тельство, и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.

На русском языке: Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

На русском языке: Славим Тебя, Податель жизни, Христос, и чтим Пречистую Твою Матерь, Которой Ты по закону сегодня был принесен в Божий храм.