Новости

11.03.2016Прощеное воскресенье Благочиние 7-го округа Калужская область

                   Прощеное воскресенье

Последняя из четырех приготовительных недель перед Великим постом называется Сырной Седмицей, а в народной, просторечной лексике, - масляной или масленицей. Последнее воскресенье сырной седмицы названо Сыропустной Неделей или Прощёным воскресеньем, так как в этот день заканчивается употребление сырной и молочной пищи перед началом святой Четыредесятницы Великого поста. Седмицу перед постом  православная церковь называет преддверием покаяния, предпразднеством воздержания, предочистительной. В это время православные христиане духовно и телесно готовятся к предстоящему Великому посту, а чтобы с чистой душой подойти к святой Четыредесятнице, стараются взаимно примириться и простить друг другу обиды. Постепенный отказ от скоромной пищи в приготовительные седмицы, это древнее постановление церкви, оно снисходит к нашей немощи и постепенно подводит нас к подвигу поста: «Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому посту и воздержанию не опечалились, но мало по малу, отступая от приятных яств, приняли бразду поста». В VII веке Византийский император Ираклий (610-640 гг.), во время затянувшейся на шесть лет войны с персидским царем Хозроем, дал обет Богу, что при счастливом исходе войны, совершенно откажется от употребления мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. Победа в войне и благочестивый обет императора ещё более укрепили церковный обычай отказа от мясной пищи в последнюю седмицу перед Великим постом. На богослужениях последней седмицы перед постом церковь приносит коленопреклонные молитвы святого преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

В эти дни церковь прославляет святых Ветхого Завета, приводя в пример их подвиги поста, и укрепляя нас этими примерами и словами Господа: «обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте, и в плаче, и в рыдании (Иоил.II,12)». В пятницу Сырной седмицы церковь вспоминает крестные страдания Спасителя, в субботу отдает дань памяти всем преподобным и Богоносным мужам и женам, просиявшим подвигами поста и подвижничества во славу Божию, помня, что все эти подвижники были такими же людьми, немощными по плоти и  подобными нам по естеству своему.

В последнее воскресенье (Неделя сыропустная) перед великим постом церковь предлагает нам вспомнить о грехопадении первых людей, о том, как из-за непослушания и невоздержания Адам и Ева утратили благодать общения с Богом и пребывания в состоянии Божией любви, как были изгнаны из рая и стали смертными. Неделю (воскресенье) перед постом ещё называют Прощеным воскресеньем. На литургии в этот день церковь, словами Евангелия учит тому, что человеку нужно для получения от Бога прощения грехов. Прежде всего, необходимо самим простить тех, кто согрешил против нас: «аще бо отпущаете человекам согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (на русском: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный)» (Матф.VI,14-20). Истинный пост, по словам евангелиста, совершается не перед глазами ближних, но перед очами Бога всеведущего. Апостол Павел говорит, что настают дни для благих дел: «Отложим убо дела темная и облачимся во оружие света. Ядый не ядущаго да не укоряет, и неядый ядущаго да не осуждает» (Римлян. XIII, 12-XIV).

В древние времена египетские пустынники собирались в Прощеное воскресенье для совместной молитвы в храмах и монастырях, просили друг у друга прощения и благословения на подвиг поста и уединения, и расходились по дебрям и пещерам, а встречались вновь только в неделю Ваий перед Пасхой. Так и до наших дней православная церковь просит своих благочестивых прихожан простить ближних своих, забыть все их прегрешения. В Прощеное воскресенье на вечернем богослужении в храмах совершается особый чин прощения, когда священники и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы с чистой душой, примирившись со всеми, поцеловать напрестольный Крест, святые иконы и таким образом, окончательно приготовиться к Великому посту.    

Древность традиции

В VI веке патриарх Александрийский Феофил говорил о важности поста и молитвы, приводя в пример ветхозаветных постников, Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. Святой Григорий Нисский, готовя своих учеников к вступлению в великий пост, говорил: «все вы, любящие Бога паче, чем удовольствия чрева, с радостью и благодушием вступите в дни поста. Может ли назваться мужественным тот борец, который ещё при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие?  Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут весны после холодной зимы». Свои поучения перед вступлением в Четыредесятницу оставил в VI веке Римский епископ Лев Великий. Свои песнопения написали в IX веке Федор и Иосиф Студиты, Христофор Протосинкрит, эти песнопения церковь поет в последнюю седмицу перед Великим постом и по сегодняшний день. Феофан Затворник, в своем толковании евангельских стихов о взаимном прощении пишет: «Прощеный день, какой великий небесный день Божий! Когда бы мы все, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом».

Стихира

Се́де Ада́м пря́мо рая́, и сво́ю наготу́ рыда́я пла́каше: увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу и окра́дену и сла́вы удале́ну! Увы́ мне, просто́тою на́гу, ны́не же недоуме́нну! Но о раю́, кто́му твоея́ сла́дости не наслажду́ся: ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля: в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых. Ми́лостиве ще́дрый, вопи́ю Ти: поми́луй мя па́дшаго.

На русском языке: Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!»

Кондак

Прему́дрости наста́вниче, смы́сла пода́телю, нему́дрых наказа́телю, и ни́щих защи́тителю, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, О́тчее Сло́во, се бо устне́ мои́ не возбраню́, во е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

На русском языке: Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце мое, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»