Новости

09.05.2019Дни поминовения воинов, за веру и Отечество павших на поле брани

Дни поминовения православных воинов, за веру и Отечество во брани живот свой положивших.

  Церковь совершает поминовение воинов, павших за веру и Отечество на поле брани, с древнейших времен. За 170 лет до Рождества Христова Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов (2 Маккав. XII, 38-46).

 В Церкви Православной Всероссийской начало особенного поминовения православных воинов положено в 1689 году. Именным указом от 27 июня 1689 года повелено было внести в синодики имена воинов, отдавших жизнь за веру и Отечество, на поле брани в Крымском походе, для поминовения в соборных церквах и монастырях. Этот именной указ нашел свое отражение в Полном собрании законов Российской Империи том III, № 1343.

  Дни, назначенные Русской Православной Церковью для поминовения православных воинов, за веру и Отечество живот свой на поле брани положивших на сегодняшний день имеют три даты:

  • День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

 29 августа по ст. стилю – 11 сентября по нов. стилю.

  • Суббота Димитриевская перед 26 днем октября по ст. стилю –

8 ноября по нов. стилю.

  • День Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

26 апреля по ст. стилю – 9 мая по нов. стилю.

 День усекновения  главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

  В этот день в Чине поминовения церковь говорит: «Сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличнейший для принесения в оный всеобщей Богу молитвы и о подобно положивших живот свой за веру и отечество». Св. Иоанн Креститель пострадал за истинную веру, как доблестный воин небесного Отечества, потому и поручает церковь его предстательству православных воинов, положивших жизнь за Отечество земное. Поминовение их в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи установлено церковью в 1769 году, при императрице Екатерине II, во время войны с Польшей и Турцией.

 День поминовения православных воинов в Димитриевскую Субботу.

   Поминовение умерших православных воинов перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября), установлено церковью в XIV столетии. Димитрий Иванович Донской, который родился 26 октября, отправился 8 сентября 1380 года, после славной победы над ханом Мамаем на Куликовом поле, в Московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию Радонежскому, игумену этой обители. Битва на Куликовом поле совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, была очень тяжелой, сопровождалась большими потерями с обеих сторон, именно за эту битву князь Димитрий Ростовский получил прозвище Донской. Два инока Московской обители Александр Пересвет и Ослябя пали на поле Куликовской битвы. Прибыв в обитель Живоначальной Троицы, Дмитрий Донской воздал молитвенное благодарение Господу и от всего сердца благодарил преподобного Сергия и всю братию обители за молитвы о победе русского воинства в битве с татарами. Совершив в Московской обители поминовение убиенных воинов, Дмитрий Донской, по благословению преподобного игумена Сергия, повелел служить заупокойные панихиды за всех убиенных на Куликовом поле воинов, и предложил творить поминовение павших воинов ежегодно в Субботу Димитриевскую. С того времени эта Суббота причислена церковью к родительским и православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только православных воинов, за веру и Отечество жизнь свою отдавших на поле брани, но вместе с ними и всех вообще православных усопших.  

В народном календаре Дмитриевская Суббота – это самый последний из поминальных дней в году. К XIX веку связь Дмитриевской Субботы с поминовением павших в Куликовской битве окончательно утверждается в памяти людей, а в 1903 году издается императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

 День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

   Вторая мировая война в современной истории является самой кровопролитной и самой жестокой по отношению к мирному населению. Миллионы людей погибли, сражаясь на фронтах, и десятки миллионов жизней неповинных людей среди мирного населения унесла война.       Семьдесят лет прошло с тех времен, но не изгладилось из памяти народа огромное горе от потери близких и родных, не забыты искалеченные войной судьбы миллионов людей, нечеловеческая жестокость, которую фашисты чинили, расправляясь с мирным населением на оккупированных территориях. Тысячи сожженных деревень и разрушенных городов, сотни тысяч сирот и миллионы погибших, вот что принесла мировая война народам и странам.

   Особенно страшной и разрушительной была эта война для нашей Родины, поэтому и получила название Великой Отечественной. Жесточайшие испытания перенёс наш народ на пути к Великой Победе над фашистской Германией, огромной кровью оплачена эта победа. В тылу и на фронте, не щадя своей жизни, в голоде и холоде, долгих пять лет сыны и дочери нашей великой страны героически защищали свою землю, свою свободу, свое Отечество, свое право на жизнь.

   Сегодня, 9 мая, всем народом мы скорбим о тех страшных годах, молимся о миллионах жизней, унесенных войной. Именно в этот день определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 декабря 1994 года устанавливает особое ежегодное поминовение воинов, за веру, народ и Отечество отдавших свою жизнь на поле брани, а также всех убиенных и страдальчески погибших, в годы Второй мировой войны.

   Русская Православная церковь и весь православный мир молится сегодня и о здравии тех, кто ценой неимоверного напряжения сил, потом и кровью отстоял нашу землю, выжил и находится сегодня среди нас.  Никогда не забудем мы их подвиг и, вознося молитвы о жертвах войны, низко кланяемся живым, ветеранам фронта и тыла, вынесших на своих плечах огромную тяжесть военных лет.

   Господь Иисус Христос заповедал любовь к ближним до самопожертвования по примеру Его жертвенного подвига: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13).

  Следуя этой заповеди, отдавали свои жизни бойцы на фронтах войны, насмерть стояли, защищая родную землю и свой народ.  Во время Великой Отечественной войны на Божественной Литургии церковь читала молитву, обращенную ко Господу нашему Спасителю: «Восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победита, а имже судил еси положите на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления», также служили молебны о ниспослании победы над врагом. 

   Вера в Божию помощь, стремление победить фашизм и освободить нашу священную землю от лютого врага, все это давало силы нашему народу в годы войны, давало мужество и терпение при восстановлении страны после неимоверных разрушений, нанесенных войной.

  Вечная память погибшим! Честь и слава ветеранам! Слава нашему великому народу победителю! Слава нашей Великой Родине, разгромившей врага и спасшей человечество от черного зла фашизма!

                        Помним и гордимся!!!