Новости

16.04.2017Пасха. Воскресение Христово. Благочиние 7-го округа Калужская область

Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Пасха. Воскресение Христово, - главное событие года, главное событие жизни христианина, древнейший и самый важный праздник всей христианской церкви, фундамент, центр и сердце всего христианского учения. Праздник установлен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, который даровал душе человеческой вечную жизнь и вечное блаженство.

Вот, что пишет о праздновании Пасхи св. Григорий Богослов: «Пасха у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. Ныне празднуем самое Воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир».

Празднику Пасхи предшествует сорокадневный пост и страстная седмица последняя в земной жизни Спасителя. Вот что пишет о посте, предшествующем страстной седмице, Лев Великий: «Через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и Воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни». «Но важно для кого человек умрет, и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое».

Само слово Пасха пришло к нам из еврейского языка, Песах (пасах на иврите – прошёл мимо, миновал) и означает - избавление. Пасха наша, по словам Писания, есть Сам Господь наш Иисус Христос Своим Пречистым Всесвятым телом и кровию (1Коринф. V, 7).

Дата праздника Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю и поэтому является переходящим праздником, то есть определённая дата не закреплена.

Бдение перед Пасхой и Богослужение

Подобно ветхозаветной и новозаветной традиции, бдение в предпасхальную ночь, протекает у православных христиан в молитве и чтении Писания. Такое священное бдение в ночь перед Пасхой соблюдается с первых времен христианства. При Константине Великом ночь перед Пасхой отмечалась с особенным великолепием, весь город освещался специальными светильниками. По воспоминаниям современников, делалось светло как днем. Св. Григорий Богослов, в обращении к народу в день Пасхи говорил: «прекрасно у нас и вчера блистало все светом, щедрыми огнями просветили ночь, в образ великого света, каким небо сияет свыше, озаряя целый мир своими красотами. Но вчерашний свет был предтечею великого Воскресшаго Света, и как бы предпразднственным веселием».

Священным бдением перед Пасхой церковь выражает высокое напряжение торжественного и волнующего ожидания, с которым обычно несовместим сон. Такое внимательное бдение сохраняет верующих от нападений духовного врага, достойно подготавливает к встрече Христа Спасителя, который через Воскресение Свое явил Себя вечным Царем мира. Об этом еженедельно, при воскресном вечернем Богослужении, церковь поет: «Господь воцарися, в лепоту облечеся».

Подготавливают к торжеству Светлого Христова Воскресения и чтения Деяний Апостольских, свидетельствующих истину Воскресения Христова. В полночь, по древнему церковному обычаю, храмы освещаются полным светом, священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. С колоколен слышен благовест – специальный, праздничный колокольный звон и совершается предпраздничная полунощница, на которой повторяется канон, составляющий продолжение и окончание Великой субботы: «Содрогнись от ужаса небо, - поет церковь, и двигнитесь основания земли! Се Обитающий в селениях горних является в числе мертвых и заключается в тесном гробе….», во время пения канона, изображающего пребывание Спасителя еще в гробу, священная Плащаница переносится в алтарь и полагается на святой Престол, в ознаменование того, что Спасителю, пострадавшему, умершему и воскресшему «дадеся всяка власть на небеси и на земли» (Матф. XXVIII, 18), затем начинается Пасхальная утреня.

Событие праздника Пасхи

В пятницу совершилось распятие Христа. После смерти Его на кресте ученики Иисуса Никодим и Иосиф Аримафейский испросили разрешение у тогдашнего прокуратора Иудеи Понтия Пилата похоронить пречистое тело Спасителя. По тогдашним иудейским обычаям тело умершего умащивали благовонными маслами, обвивали погребальными пеленами, и вход в гробницу закрывали большим камнем. Первосвященники помнили обещание Спасителя своим ученикам о Воскресении Своем в третий день после смерти и поставили стражу около пещеры с гробом Господним. Однако, все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами для охранения гроба Господня, обращены были Промыслом Божиим к прославлению Воскресения Спасителя из мертвых в третий день после смерти, как предсказывали многие пророки, а Сам Господь говорил об этом Апостолам, книжникам и всему народу. Ученики, хоронившие Христа, не успели, как должно по обычаю, умастить тело Спасителя благовониями, так как наступила суббота, когда по иудейскому верованию ничего нельзя делать. Тело Иисуса осталось без благовонных масел, это обстоятельство огорчало благочестивых женщин, которые хотели, чтобы Учитель был погребён, как  положено по обычаю.

«По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели (воскресенья), пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28,1-7). Так Господь разрушил врата ада и Своим Божественным могуществом, через Воскресение из мёртвых перешёл от земли на небо, освободив души наши от вечной смерти. Вся христианская церковь, вслед за Апостолом Павлом торжествует и восклицает: "Смерть! Где твоё жало? ад, где твоя победа?" (1Коринф.15.55). На протяжении сорока дней после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам, сначала вечером Своего Воскресения, когда апостолы собрались в доме и наглухо закрыли двери, опасаясь преследования, Господь неожиданно появился среди них и сказал им «Мир вам!». Потом предстал перед апостолом Фомой, прозванным Неверующим, потому что он не хотел признавать Воскресение Господне, пока не увидел Его своими глазами, и на теле раны то гвоздей, и на ребрах рану от копья стражника. Господь настолько явно засвидетельствовал истину Своего Воскресения из мертвых, что апостолы сами говорили о себе:  «иже с Ним едохом и пихом, после Воскресения Его из мертвых». Об этой же совместной трапезе говорит и евангелист Лука: «с ними же и ядый». В те дни Спаситель уже не был с Апостолами постоянно. Сначала апостолы и другие ученики до конца не верили, в Воскресение Христово, приходили в смущение, нуждались в прикосновении к Нему руками и в общей трапезе, «Потому и вкушал Господь пищу с Апостолами, говорит Иоанн Златоуст, чтобы они не почли явления Его за призрак». Первой из всех Иисус Христос явился пречистой Своей Матери. Так в неделю жен мироносиц церковь, обращаясь к Богоматери, поет: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая и иже радуйся первая, яко всех радости вину восприяла еси Богомати Всенепорочная». После богоматери Иисус Христос явился Марии Магдалине, когда она с другими жёнами мироносицами пошла ко гробу Господа, чтобы помазать Его тело благовониями. Приближаясь ко гробу, мироносицы говорили между собой: «кто отвалит нам камень от дверей гроба?», - но огромный камень был уже отвален от дверей и гроб открыт. Магдалина, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас удаляется, и приходит с известием к Апостолам Петру и Иоанну, что нет тела Учителя во гробе. Апостолы немедленно идут к пещере, и находят только  погребальные пелены и специальный платок, закрывавший лицо Спасителя. Апостолы возвращаются домой, а Мария Магдалина снова приходит ко гробу Господа, и плачет подле гроба, не зная, где найти тело. В это время она вдруг  видит Господа, но не узнает Его, думая, что это садовник. Он спрашивает ее: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, отвечает: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария!» – «Учитель!» – узнает Его Мария. (Иоанн. ХХ, 3-17).

Явившись Марии Магдалине одной, Господь вторично явился ей же и другим женам, когда они, по велению Ангелов, спешили возвестить Апостолам о Воскресении Господа.

Всего в евангелиях описано несколько явлений Господа Иисуса Христа: в первый день Его увидели и уверовали в Воскресение Господне Пресвятая Дева Мария, Мария Магдалина с другими женами мироносицами и все ученики его, кроме Фомы. Затем Спаситель явился Апостолу Петру, который со слезами просил у Господа прощения за свое троекратное отречение от Него. Явился Господь вечером в день самого Воскресения Своим ученикам Клеопе и Луке, которые, не узнав Спасителя, пошли с Ним, рассказывая обо всех событиях в Иерусалиме, о распятии Иисуса Христа, о распространившихся слухах, о Воскресении из мёртвых, только когда дошли они до селения и в доме Господь преломил и подал им хлеб, благословив, как на Тайной Вечере, тогда открылись у них глаза и они узнали своего воскресшего Учителя.  После сорока дней от Своего Воскресения Спаситель вознёсся к Отцу Небесному. В своей пасхальной проповеди архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет: «Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его земного жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла земной жизни Христа». Нет радостнее тех слов, которыми христиане приветствуют друг другу в день Светлого Христова Воскресения и во все сорок дней празднования Пасхи: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Древность праздника и время празднования Пасхи

Праздник Вскресения Христова или Пасхи – древнейший из всех христианских праздников. Празднование Пасхи начинается непосредственно со времени Воскресения Христова. Св. Апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: «Великую неделю святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня и надобно во время ея познавать Пострадавшего и Воскресшего». Апостолами указано даже само время празднования Пасхи христианской, именно после весеннего равноденствия и не с Иудеями, которые распяли Иисуса Христа и Пасха иудейская, по течению самих событий предваряет Пасху христианскую.

Окончательно закрепил дату празднования христианской Пасхи первый Вселенский Собор, постановив праздновать Пасху всем христианам в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого весеннего, то есть мартовского, полнолуния. Если же полнолуние случится в пятницу, или в субботу, или в воскресный день, то праздновать Пасху в следующий воскресный день, дабы Пасха христианская всегда была после Иудейской, так как Воскресение Христово случилось после иудейской Пасхи. Определение первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи нашло подтверждение на Антиохийском Соборе в 341 году. Для определения ежегодного дня Пасхи был принят Александрийский лунный круг, состоящий из 19 лет и по сегодняшний день используемый церковью. Александрийский пасхальный круг был введен в употребление повсюду в христианской церкви на Востоке и на Западе. Но в 1582 году, папа Григорий XIII дал для Запада новую пасхалию, по которой Пасха празднуется раньше Восточной на месяц и более, так что иногда бывает раньше Иудейской Пасхи. В Православной Церкви праздник Пасхи совершается всегда согласно с постановлениями двух Соборов.

Торжественность праздника

Праздник Пасхи высочайший и торжественнейший из всех христианских праздников. Новозаветная Пасха была предсказана пророками и Самим Господом Иисусом Христом: «Вы печаль имате ныне, говорил Иисус Христос Апостолам перед своими страданиями и смертью, паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас» (Иоанн. XVI, 22). Отцы и писатели церкви в своих трудах прославляют св. Пасху в самых торжественных выражениях:

- высочайший из дней;

- праздник священнейший;

- надежда бессмертия;

- светлейший и радостнейший день;

- праздник праздников и торжество торжеств;

- спасение миру видимому и невидимому.

Св. Григорий Богослов пишет о Пасхе: «Христос восстал из мертвых; восстаньте с ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь и вы от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха!».

Св. Амвросий Медиоланский: «открытая воскресением Христовым преисподняя возвращает мертвых, отверзтое святым Духом небо приемлет восходящих».

Св. Григорий Нисский: «Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю, ныне Небесный соделал и нас небесными».   

Св. Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все; телец велик, - никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад…» и далее «Воскрес Христос, - и пали бесы; воскрес Христос, - и радуются ангелы; воскрес Христос, - и водворяется жизнь; воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь». 

Тропарь праздника

Христо́с воскре́се из ме́ртвых,  сме́ртию смерть попра́в,  и су́щим во гробе́х         живо́т дарова́в.

На русском языке: Христос воскрес из мертвых, смерть поразив смертью Своею и находящимся в гробах даровав жизнь вечную.

Кондак праздника

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

На русском языке: Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как Победитель, Христе Боже, женщинам - мироносицам сказавший «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, падшим подавая Воскресение.

Стихира праздника

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.