Новости

30.04.2016Пасха. Светлое Христово Воскресение. Благочиние 7-го округа Калужская область

Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Празднку Пасхи предшествует всенощное бдение в пасхальную ночь Подобно ветхозаветной и новозаветной традиции предпасхальная ночь протекает у православных христиан в молитве и чтении Писания. Такое священное бдение в ночь перед Пасхой соблюдается с первых времен христианства. Св. Григорий Богослов, в обращении к народу в день Пасхи говорил: «прекрасно у нас и вчера блистало все светом, щедрыми огнями просветили ночь, в образ великого света, каким небо сияет свыше, озаряя целый мир своими красотами. Но вчерашний свет был предтечею великого Воскресшаго Света, и как бы предпразднственным веселием». Священным бдением перед Пасхой церковь выражает высокое напряжение торжественного и волнующего ожидания, с которым обычно несовместим сон. Подготавливают к торжеству Светлого Христова Воскресения и чтения Деяний Апостольских, свидетельствующих истину Воскресения Христова. В полночь, по древнему церковному обычаю, храмы освещаются полным светом, священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи и совершается предпраздничная полунощница, на которой повторяется канон. Во время пения канона, изображающего пребывание Спасителя еще в гробу, священая Плащаница переносится в алтарь и полагается на святой Престол, в ознаменование того, что Спасителю, пострадавшему, умершему и воскресшему «дадеся всяка власть на небеси и на земли» (Матф. XXVIII, 18), затем начинается Пасхальная утреня.

Событие праздника Пасхи

В пятницу совершилось распятие Христа. После смерти Его на кресте один из Его учеников Иосиф Аримафейский испросил разрешения у Понтия Пилата, тогдашнего прокуратора Иудеи, снять тело с креста и похоронить Спасителя. Тело умершего по Иудейским обычаям умащивали благовонными маслами, обвивали погребальными пеленами, и вход в пещеру закрывали большим камнем. Первосвященники Иудейские помнили о словах Спасителя своим ученикам о Воскресении Своем в третий день после смерти и поставили стражу около пещеры с гробом Господним. Однако, все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами для охранения гроба Господня, обращены были Промыслом Божиим к прославлению Воскресения Спасителя из мертвых в третий день после смерти, как предсказывали многие пророки. Когда хоронили Христа, не успели, как должно умастить тело благовониями, так как наступила суббота, когда по иудейскому верованию ничего нельзя делать. «По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели (воскресенья), пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28,1-7). Так Господь разрушил врата ада и Своим Божественным могуществом, через Воскресение из мёртвых перешёл от земли на небо, освободив души наши от вечной смерти. Вся христианская церковь, вслед за Апостолом Павлом торжествует и восклицает: "Смерть! Где твоё жало? ад, где твоя победа?" (1Коринф.15.55). На протяжении сорока дней после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. Господь настолько явно засвидетельствовал истину Своего Воскресения из мертвых, что апостолы сами говорили о себе:  «иже с Ним едохом и пихом, после Воскресения Его из мертвых». Об этой же совместной трапезе говорит и евангелист Лука: «с ними же и ядый». Явился Господь вечером в день самого Воскресения Своим ученикам Клеопе и Луке, которые, не узнав Спасителя, пошли с Ним, рассказывая обо всех событиях в Иерусалиме, о распятии Иисуса Христа, о распространившихся слухах, о Воскресении из мёртвых, только когда дошли они до селения и в доме Господь преломил и подал им хлеб, благословив, как на Тайной Вечере, тогда открылись у них глаза и они узнали своего воскресшего Учителя.  После сорока дней от Своего Воскресения Спаситель вознёсся к Отцу Небесному. В своей пасхальной проповеди архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет: «Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его земного жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла земной жизни Христа». Нет радостнее тех слов, которыми христиане приветствуют друг другу в день Светлого Христова Воскресения и во все сорок дней празднования Пасхи: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» 

 Тропарь праздника

Христо́с воскре́се из ме́ртвых,  сме́ртию смерть попра́в,  и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. 

 Стихира праздника

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.