Новости

04.06.2017День Святой Троицы. Пятидесятница. Благочиние 7-го округа Калужская область

День Святой Троицы. Пятидесятница.

День Святой Троицы празднуется православной церковью в воскресенье, на пятидесятый день после Пасхи, поэтому зачастую называется Пятидесятницей, относится к двунадесятым переходящим праздникам. Можно также услышать и название – Духов день, в память о сошествии на апостолов Святого Духа. Перед Своими крестными страданиями и смертью Господь обещает Своим ученикам оставить после себя Утешителя, Святого Духа истины, который будет наставлять их (Ин. XVI, 13). Господь говорит ученикам об избранности апостолов, обещает апостолам чудесную силу от сошествия на них Духа Святого: «Вы примите силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете Ми свидетели, даже до последних земли» (Деян. I, 8).

В евангелии от Иоанна Иисус говорит апостолам и ученикам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. XX, 21-23).

Церковь Ветхого Завета тоже праздновала свою Пятидесятницу через семь недель после ветхозаветной Пасхи. Праздник был днём благодарности Богу за произрастание земных плодов, за новый урожай, в память о вступлении Бога в завет со своим избранным народом (Исход.XXIII, 16), в память получения Моисеем на горе Синай десяти заповедей Божиих, составляющих ветхозаветный иудейский закон. До сих пор Шавуот (в переводе с еврейского - недели), стоит в ряду главных иудейских праздников. День ветхозаветной Пятидесятницы во времена апостолов называли праздником седмиц (Второзак. XVI, 9-10).

Событие праздника

После Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа ученики и апостолы по завету Спасителя находились в Иерусалиме. Каждый день они собирались в доме на горе Сион, вместе с Девой Марией в этой Сионской горнице, утешая друг друга, апостолы читали  молитвы, ожидая обещанного Господом Утешителя, не зная, когда и как произойдёт это событие, веря в слово Господа. В день новозаветной Пятидесятницы, на десятый день по Своём Вознесении, в третий час (девять часов утра), Господь ниспослал Святого Духа на всех своих учеников и апостолов. Вот как описано сошествие Святого Духа в книге Деяний святых апостолов: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их (апостолов), говорящих его наречием (Деян. II, 1-4, 6). Пытаясь объяснить это чудесное явление, люди из толпы стали говорить, что апостолы пьяны (Деян. II, 13), апостол Пётр вышел к ним, и цитируя слова самого Спасителя: «И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. II, 17-18). Апостол увещевал собравшихся пламенной речью, смех прекратился и многие, восприняв могущественную проповедь Петра обратились к вере в Иисуса Христа. С этого дня апостолы говорят на языках, которых раньше не знали и никогда не изучали. Эта чудесная способность, существует как дар благодати, как ощутимое воздействие Святого Духа, сошедшего на апостолов, как необъяснимое чудо произволения Божия.

Древность праздника

В постановлениях апостолов есть прямое указание праздновать день Пятидесятницы: «спустя десять дней по Вознесении, бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа» (Деяния Апостолов кн.V, гл.20). Карфагенский философ и писатель II века Тертуллиан, употребляя слово Пятидесятница, в значении всего пятидесятидневного периода говорит: «в день Господень, мы считаем неприличным поститься, или преклонять колена, тою же свободою пользуемся от Пасхи до Пятидесятницы». В III веке философ и учёный Ориген, критикуя возражения язычников против христианских праздников, упоминает праздник Пятидесятницы. В V веке Эльвирский Собор устанавливает празднование Пятидесятницы в соответствии с Писанием, на пятидесятый день после Пасхи. Выдающиеся философы и богословы IV века Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст неоднократно упоминают в своих трудах День сошествия Святого Духа под именем праздника Пятидесятницы. Кондак и икос праздника Пятидесятницы принадлежат перу Романа Сладкопевца, жившего в начале VI века,  а первая из вечерних стихир на «Господи воззвах» - Григорию Богослову – IV век. Первый канон на утрени написан Косьмой Маиумским, а второй  - Иоанном Дамаскиным, оба писателя жили в VIII веке.

Благочестивый обычай православной церкви украшать храм в день Пятидесятницы зелёными ветвями деревьев, цветами и травами издревле существует по примеру ветхозаветной церкви, что тоже свидетельствует о древности традиции празднования.

Тропарь праздника

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́

На русском языке: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак праздника

Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

На русском языке: Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.