Новости

07.04.2017Благовещение Пресвятой Богородицы Благочиние 7-го округа Калужская область

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Слово Благовещение, то есть благая весть, несет тот же смысл, что и слово Евангелие. Благую весть принес Архангел Деве Марии, а Евангелие принесло Благую Весть всему человечеству. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым Господским праздникам, всегда празднуется 7 апреля по новому стилю и отстоит ровно на девять месяцев от даты 7 января, когда празднуется Рождество Христово. Известно, что родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна определили дочь на воспитание в обитель при Иерусалимском Храме. Там до самого своего совершеннолетия Дева Мария жила и обучалась, постоянно пребывая в молитве, и много времени посвящая чтению духовной литературы. По пророчествам отцов церкви, Пресвятая Дева знала о приближающемся пришествии Мессии, и не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога,  предвозвестившего Ей о воплощении от Нее Сына Божия, во время пребывания Девы Марии в обители Иерусалимского Храма.

Незадолго до Благовещения, по преданию приблизительно за четыре месяца, Дева Мария была обручена с праведным Иосифом. Обручник Девы Марии Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении, никуда не выходила, занимаясь рукоделием, чтением Священного Писания и других Божественных книг. Существует несколько преданий о том, что именно делала Дева Мария, когда приблизился Ангел с Благой Вестью, по одним преданиям Она пряла пряжу для пурпурной завесы храма, по другим, - вышла за водой к колодцу, по третьим - читала Книгу пророка Исаии, где он пророчествует о непорочном зачатии: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына», на многих иконах Дева Мария в момент явления Ангела изображена с книгой.    

Событие праздника

В Галилейский город Назарет, в дом Иосифа, к Святой Деве Марии был послан с небес Архангел Гавриил, чтобы возвестить ей тайну воплощения от Нее Бога Слова.

Вот что повествует об этом событии евангелист Лука в 1-ой главе:

26 В шестой месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Чтобы возвестить Деве Марии радость Боговоплощения был избран Архангел Гавриил, его имя означает – Крепость Божия (Лк. XXII, 43). Ранее этот Святой Архистратиг являлся праведной Анне, с вестью о рождении от неё Девы Марии. Этот же посланник небес, служитель чуда Благовещения, поведал Пречистой Деве тайну воплощения Сына Божия, он сообщил об этом так же, как предсказал это событие пророк Исаия: «И вот зачнешь, во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Слова же, которыми Божественный посланник приветствовал  Пренепорочную Деву, церковь теперь ежедневно поёт в молитве: «Богородице, Дево, радуйся». Святому Иосифу Обручнику Архистратиг Гавриил является во сне и сообщает о тайне воплощения Сына Божия от Девы Марии, а затем предупреждает о замыслах Ирода убить младенца Иисуса и повелевает Иосифу и Богоматери с Младенцем бежать в Египет. Посланник Господа Архангел Гавриил охранял Богородицу во все дни её земной жизни, поэтому на следующий день после праздника Благовещения церковь чтит этого Великого Ангела и прибегает в молитвах к его заступничеству. После получения Благой Вести от Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу (по некоторым источникам – двоюродную сестру), праведную Елисавету. Войдя в дом мужа Елисаветы, священника Захарии, Мария приветствовала Елисавету и тогда Святой Дух исполнил благодатью Елисавету и младенца в её чреве.

Вот как описывает эту встречу евангелист Лука: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. I, 39-44).

Церковные песнопения в праздник Благовещения тоже указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия. «Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве Беспредельный Бог, Которого не вмещают небеса (из Беседы святителя Прокла – патриарха Константинопольского)». Непостижимо было и само воплощение Бога Слова и превыше всех законов человеческой природы непорочное зачатие Пресвятой Девы. Слова Архангела, обращенные к юной Деве Марии и непонятные, и пугающие: «Ты родишь, без мужа, Сына, и Этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца», «можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: «Не могу, боюсь, не понимаю, уйди». А вместо этого только простые слова: «Я раба Господня; пусть будет по слову твоему», — ни восторга, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии» (из проповеди святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

«Со вниманием рассмотрев обращение Ангела, Она лишь уточняет, пытается понять: «Как будет это, когда я мужа не знаю» и, услышав ответ, «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», Она более не выражает никаких сомнений» (праведный Николай Ковасила «Слово на Благовещение» гл.VI). «Пример Девы Марии должен научить всех нас отношениям с Богом. Мы должны чаще предавать себя в руки Божии, должны с доверием относиться ко всему, что происходит с нами свыше, не должны своё человеческое упрямство и гордыню ставить преградой для действия Божией благодати» (из проповеди святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

Древность и важность праздника

Вспоминая Архангельское Благовещение, православная Церковь ежегодно совершает праздник, наполненный той же радостью, которой сопровождалась встреча Девы Марии с Архангелом Гавриилом. Церковь празднует 25 марта (7 апреля по новому стилю) Благовещение Пресвятой Богородицы и все христиане, с весельем в душе, восклицают: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Святой Иоанн Златоуст писал: «Куда обрадованная благовещением Мария ни приходила, там все исполнялось радости». У первых христиан праздник носил разные названия: "Зачатие Христа", "Благовещение о Христе", "Начало искупления", "Благовещение Ангела Марии". Свое название «Благовещение Пресвятой Богородицы» праздник получил в VII веке и носит его по сей день. Праздник совершается с первых времен христианства, о древности его свидетельствуют в своих поучениях, произнесенных в этот праздник, святые отцы: в III веке св. Григорий Неокесарийский, в IV веке св. Афанасий Александрийский, св. Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин.

Иероним пишет, что в том самом месте, где Архангел благовествовал Марии, был сооружен храм. Августин говорит, что предками передано церкви, о воплощении, совершившемся 25 марта. «Христос воплотился в утробе Девы в 25 день марта потому, сообщает св. Афанасий Александрийский, что в этот день Бог создал человека». Святой Анастасий архиепископ Антиохский в  IV веке пишет: «Сотворение человека было в 25-тый день марта, потому и Гавриил послан был в этот день благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и имеющее совершится через Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший воссоздан был в такое же время, в какое создан». В V веке, Патриарх Константинопольский Прокл, в своей беседе на день Блвговещения говорит: «Тот, Кто по своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не через постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: "человек сделался Богом"; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился». 

По словам церкви, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и есть главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного. Исполнение благословения данного Богом Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. Бог соединился с человеком и все ветхозаветные пророчества об этом благодатном и обетованном событии в лице Пресвятой Девы Марии исполнились. В настоящий день Она действительно сделалась раем: «тайн еси, Богородице, рай», как поет церковь.

Сообразно со словами Евангелия прославляют событие Благовещения святые отцы церкви,  в своих писаниях, сама церковь в своих песнопениях и постановлениях на праздник Благовещения.

Поучительность праздника и Богослужение

Праздник Благовещения, служа к славе воплощения Бога Слова, прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств в Иисусе Христе: «Не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, говорит св. Афанасий Великий, дабы не показаться, что мы подобно нечестивым лжеучителям, принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть, и душу разумную».

Примером Пресвятой Богородицы праздник Благовещения учит нас высокому смирению и непоколебимой вере Слову Божию. В словах Служителя Божественного всемогущества Архангела Гавриила, сказанных  Пречистой Деве, изображается чудное сочетание человеческого и Божественного, земного и небесного, временного и вечного – сочетание непостижимое для ума человеческого, но воспринимаемого сердцем: «се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус», - эти слова Архангела указывают на человеческое рождение, но далее, Архангел продолжает: «Сей будет Велий и Сын Вышняго наречется», - а эти слова уже обращены к Божеству Воплощающегося. «И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его», - опять слова о земном наследии  царского престола, а далее: «И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца», - слова о царствии вечном и духовном.

Святой Дмитрий, митрополит Ростовский пишет: «Галилея была страна языческая, хотя отчасти и населена Израильтянами, но языческое население в ней сильно преобладало. Также и Назарет, город Галилейский был у Иудеев в уничижении, они говорили: «от Назарета может ли что добро быти» (Ин. I, 46). Но вот Божие изволение, Господь избирает Себе Пречистую Матерь, не в стране Иудейской, ни в святом великом городе Иерусалиме, но в грешной Галилее и в малом Назарете, показывая, что Он пришел на землю ради грешных людей: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Марк II, 17).  Господь желает от неверных собрать Себе верную Церковь, и на смиренных и униженных смотрит милостиво, а не на гордых и славных. Малый город был Назарет, но сколь великой благодати сподобился, какой не удостоились все прочие Израильские, великие, до небес возносящиеся грады! Туда Гавриил посылается, там Дух Святый Пречистую Деву осеняет, там Бог Слово воплощается, ибо где смирение, там и слава Божия возсиявает. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему»  

Праздник Благовещения празднуется по-разному, если случится до Лазаревой субботы, то продолжается три дня, если в Лазареву субботу, то два дня, если в страстную седмицу, то -  один день. Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы не отменяется даже на Пасху. 

 

Тропарь праздника:

Днесь спасе́нія нашего глави́зна, и е́же от века та́инства явле́ніе; Сынъ Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благода́ть благовеству́ет. Темже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю![

На русском языке: В сей день спасения нашего начало  и предвечного таинства явление:  Сын Божий Сыном Девы становится  и Гавриил о благодати благовествует.  Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак праздника:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Невесто Неневестная!

На русском языке: Обороняющей меня Военачальнице за избавление от страшных бед торжества победы благодарственные  учреждаю Тебе я, Твой город, Богородица!  Но Ты, как имеющая власть необоримую,  от всяческих опасностей меня освободи,  да взываю Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!».

Величание:

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На русском языке: Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»