Новости

04.12.2016Введение во храм Пресвятой Богородицы Благочиние 7-го округа.Калужская область

Введение во храм Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии                      

Праздник Введения во храм Богородицы является для православной церкви двунадесятым, великим, вселенским праздником.  Упоминание о праздновании введения во храм Девы Марии впервые встречается в IV веке и находит отражение в многочисленных письменных источниках с древних времён и в трудах отцов церкви до наших дней.

Событие праздника

Дева Мария родилась в семье праведных родителей Иоакима и Анны, в Галилейском городе Назарете. Родители Девы Марии молились Господу о ниспослании им рождения ребенка и обещали посвятить свое дитя служению Богу. Через три года после рождения дочери праведные Иоаким и Анна собрали в Назарете своих родственников и торжественно направились в Иерусалим для исполнения своего обета. Первосвященник и священники встретили благословенную Деву на ступенях Иерусалимского храма. О введении Пресвятой Девы в храм божий в возрасте трех лет пишет в IV веке св. блаженный Иероним: «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. Когда сняли с Нее дорожные одежды, и по обычаю одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ни чьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как  бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил Ее величие, это предвещало уже какова будет Она». Все были очень удивлены, видя, как легко взошла по ступеням трехлетняя Дева Мария. Далее, архиерей Захария совершил необычное и удивительное для всех дело, он ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился киот завета. Следует пояснить, что туда, по закону, не дозволялось входить даже священникам, а только одному архиерею, да и то один раз в год, с очистительной жертвенной кровью, которую он приносил за себя и за грехи народа (Евр. IX, 7. Исход XXX, 10). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святая Святых, подобно ветхозаветному кивоту  Божию, который древле, с духовным веселием внесен был во Святая Святых (I Паралипоменон XV) и служил прообразом Пресвятой девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в Себе Христа Бога. Первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, ввел Младенца Марию в Святая Святых, прозрев  по таинственному промыслу Божию Её избранность в качестве сосуда, вместившего впоследствии Сына Божия. Первосвященник действует в нарушение всех существующих правил и канонов, ведь по Закону даже первосвященник имеет право входить в Святая Святых лишь один раз в год. Только человек глубоко одухотворённый Божественным наитием, обладающий особой святостью, поистине объятый Святым Духом, а именно таким был первосвященник Захария, мог совершить этот поступок, поразивший и возможно смутивший присутствующих в храме. Святая Святых, как прообраз Рая, в который входит Пресвятая Дева, впоследствии ставшая матерью Спасителя, открывшего двери Рая, определив всем людям цель их земной жизни. Не только Захария, но и все сопровождавшие Деву при входе Ее в храм, - родители, родственники и сопровождавшие их девы, были объяты Святым Духом Божиим. Совершая свой обет посвящения долгожданного ребёнка Богу, родители Девы Марии оставили Ее в храме с прочими девами для воспитания, а сами вернулись в Назарет. Около 12 лет Дева Мария в благочестии и молитве жила и воспитывалась при храме: «отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприял мя (Псал.XXVI, 10). Она была удостоена явлений Ангелов, охранявших Ее от всяческих зол. Упражнения в молитве, в чтении Священного Писания настолько увлекали юную Деву Марию, что она забывала о еде и Архангел приносил Ей небесную трапезу. За обучением рукоделию, чтением и молитвой пришло время Марии оставить Своё жилище при Иерусалимском храме, чтобы вместе с остальными девами готовиться ко вступлению в супружество. Тогда Она и объявила первосвященнику и священникам, что родителями своими посвящена единому Богу и Сама дала обет соблюдать девство, поэтому не может сочетаться браком. По совету первосвященника, на 15 году жизни, Дева Мария была обручена своему родственнику, праведному Иосифу, обещавшему хранить девственную честь Марии, считаясь ее мнимым мужем и мнимым отцом Иисуса Христа (Лук. III, 23). Таким образом, Пресвятая Дева переселилась в Назарет, в дом Иосифа.

Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы как бы ведёт  нас от начала поста к Рождеству Христову.

Отдание праздника Введения 8 декабря по новому стилю.   

Древность и важность праздника

Указание на празднование дня Ведения во храм Богородицы находим в IV веке у Григория Нисского и в преданиях палестинских христиан, в VIII веке у Константинопольского патриарха Германа, в IX веке Григорий Никодимский и Византийский император Василий Македонянин сложили некоторые стихиры на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, которые по сей день поются в церкви. На всенощном бдении церковь созерцает величие Девы Марии в прообразе ветхозаветной скинии, при освящении которой опустилось облако, и славы Господней исполнилась скиния, так Дух Святой осенял Пресвятую Деву – скинию воплощения Господа (Исход. XL, 1-5, 9-10, 16, 34-35, Лук. I, 35). После дня Введения во храм Богородицы церковь начинает движение навстречу празднику Рождества Христова и поет в Богослужениях: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. (На русском языке: Христос рождается, - славьте! Христос с небес, - встречайте! Христос на земле, - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте люди: ибо Он прославился)».

Тропарь праздника

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, и челове́ков спасе́ния пропове́дание, в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, и Христа́ всем предвозвеща́ет. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

На русском языке: Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение  о спасении  людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе, Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».   

Кондак праздника

Пречи́стый Храм Спа́сов, многоце́нный Черто́г и Де́ва, свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия, днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи, Я́же в Ду́се Боже́ственном, Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии: Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

На русском языке: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии «Она – жилище небесное».