Новости

21.04.2019Вход Господень в Иерусалим Благочиние 7-го округа Калужская область

Вход Господень в Иерусалим

После совершения чуда воскрешения праведного Лазаря из Вифании, Спаситель вступает в этап своей земной жизни, называемый страстной седмицей, открывая эту неделю в воскресенье, именуемое в России Вербное Воскресенье, а в священном писании Вход Господень в Иерусалим. Это событие на пути Господа Иисуса Христа к Пасхе было не раз предсказано в пророчествах и вход Господень в Иерусалим называется царским, согласно пророчествам и Евангелию, где входящий в Иерусалим Иисус Христос назван Царем: «се Царь твой грядет к тебе кроток, праведный и спасающий, сидящий на молодом осле» (Захар. IX, 9; Матф. XXI, 5).

Событие праздника

Вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим был истинно царский и перед входом, и при самом входе Своем Иисус Христос показывает, что Ему известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольны. При входе Спасителя в Иерусалим народ оказывает Ему царские почести, бросая под ноги ослёнку, на котором сидит Иисус, одежды и выстилая дорогу пальмовыми ветвями и цветами. В восторге и радости люди восклицают: «осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. XXI, 9). Все четыре евангелиста повествуют об этом событии: (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19).

Вот как описывает Вход Господень в Иерусалим евангелист Марк в 11-ой главе:

1. Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих

2. И говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3. И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? Зачем отвязываете осленка?

6. Они отвечали им, ка́к повелел Иисус, и те отпустили их.

7. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

Царский вход Иисуса Христа был в то же время и кроткий, ведь ничто не отличает Его от остальных путешествующих в Иерусалим, а ослик, на котором он въезжает в город символизирует на Востоке мирные намерения. Весть о воскрешении Лазаря широко распространилась среди жителей Иерусалима и среди множества народа собравшегося в Иерусалиме накануне праздника Пасхи. Народ встречает Иисуса очень торжественно, исполняясь чувством благоговения, оказывает Ему почести достойные Царя и Бога. Евреи ждали Спасителя Израиля, предсказанного многими пророчествами Мессию, ждали, что Он освободит их от владычества римлян. Только Он идет не для того, чтобы воцариться на земном престоле и не обещает народу земных благ, Он идет дать вечное спасение тем, кто уверует в Него. Вот, что пишет об этом событии митрополит Антоний Сурожский: «Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов». Всего несколько дней спустя многие из тех, кто так восторженно ликовал, встречая Иисуса у ворот Иерусалима, будут кричать Понтию Пилату – прокуратору, назначенному Римом править Иудеей: «Распни Его!», обрекая на казнь Того, Кто принёс истинное спасение всему человечеству.

Праздник Входа Господня в Иерусалим причислен Церковью к двунадесятым и празднуется в воскресенье, открывающее собой Страстную седмицу.

Древность и важность праздника

Благоговея перед одним из самых главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Церковь древние времена христианства установила праздник Ваий, как радостное событие «начаша, радующееся, хвалити Бога гласом великим» (Лука 19, 37). В III веке Мефодий - епископ Тирский, в IV веке св. Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Златоуст. Епифаний Кипрский, в V веке Прокл – епископ Константинопольский, в VII веке Андрей Критский, в VIII веке Косьма Маиумский, Иоанн Дамаскин, в IX веке Феодор и Иосиф Судиты, император Лев Философ написали поучения, священные песнопения и сказания, которыми до наших дней церковь прославляет Вход Господень в Иерусалим.

Св. Амвросий Медиоланский в слове на неделю Ваий говорил: «День, в который вошел Иисус Христос в Иерусалим, был десятый день месяца, в который избирался агнец пасхальный для заклания, следовательно, Христос, истинный Агнец, который должен был принять распятие в пятницу. Господь ныне входит в Иерусалим тогда, когда обитая в душах наших, возбуждает в них отвращение от мира и любовь к небесному отечеству. И поскольку финик есть знамение победы, то тогда мы будем правильно держать в руках финиковые ветви, когда воспевая победные песни, будем стараться победить диавола добродетельною жизнью, потому что тот напрасно держит в руках финиковые ветви, коего лестью одолевает диавол». На Руси ветви финиковых пальм традиционно заменяют ветками вербы, которая к этому времени выпускает первые живые побеги на своих красных ветках, поэтому неделю Ваий называют ещё Вербным Воскресеньем. 

Поучительность праздника и Богослужение

В утреннем Евангелии Церковь благовествует о событии Царского входа Господня в Иерусалим, предсказанного пророками и о злобе завистливых первосвященников и книжников Иудейских, которые желают погубить Спасителя. После Евангелия церковь благословляет зеленые ветви и ветви верб со свечами, чтобы живее изобразить первоначальную встречу Господа народом, при последнем Входе Его в Иерусалим, особенно прославляемом в песнопениях утреннего канона. То, что ныне мы держим в руках ветки вербы со свечами, имеет свое особое значение и относится к древним временам.

На употребление ветвей со светильниками указывают святые отцы в IV и V веках, ветви масличных и финиковых пальм, которыми приветствовал народ Спасителя, были доказательством Его победы, потому что пальмовые ветви обычно преподносили победителям. Именно через масличное дерево, из плодов которого получают елей, означающий дела милосердия, а через крепкое финиковое дерево, ветки которого белые на кончиках, обозначается, что после скорбей настоящей жизни, мы переселимся в свет небесного отечества. В IV веке об обычае православных христиан стоять на утрени с вайями упоминает св. Иоанн Златоуст, в своей беседе на 145 псалом и Кирилл Александрийский, в слове на неделю Ваий: «свечи наши светлые возьмем, одежды душевные изменим, ветви, как победоносцы, понесем».

Зеленеющие ветви со свечами, которые мы держим на утреннем Богослужении в день Входа Господня в Иерусалим, по изъяснению Церкви, служат знамением победы над смертью и воскресения Иисуса Христа, Которому мы «яко победителю смерти вопием: осанна в вышних». «Восхвалите согласно, люди и народы: Царь бо Ангельский взыде ныне на жребя. И грядет хотяй на кресте поразите враги, яко силен». Ветви служат знамениями победы над смертью и воскресения не только Иисуса Христа, но и вместе с Ним всех верующих в Него. Таким образом, верба, которую мы держим в день Царского входа Господа в Иерусалим, означает и Крест, которым Господь попрал и даровал верующим жизнь. Свечи при знамениях победы и воскресения изображают величие торжества и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

На литургии св. Иоанна Златоуста, которая бывает в праздник Ваий, Церковь, взывая нас к духовному сретенью Господа, внушает нам взять ветви добродетелей и принять Христа в дом души, как в Иерусалиме.

 

Тропарь праздника:

Глас 1: О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Темже́ и мы, яко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Глас 4: Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш, безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся Воскресе́нием Твои́м, и воспева́юще зове́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

На русском языке:

Глас 1: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!"

Глас 4: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим и в песнях восклицаем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!"

Кондак праздника: На престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти: благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.

На русском языке: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на ослёнке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: "Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!".