Новости

07.01.2017Рождество Христово Благочиние 7-го округа Калужской Епархии

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Книга Бытия описывает изгнание прародителей человеческих Адама и Евы из рая, случившееся за 5508 лет до Рождества Христова (Быт III, 15). Бог, проявляя Своё милосердие к людям, обещает послать им Спасителя и неоднократно повторяет это обещание (Быт. XXII, 18, 2 Царств. VII, 12-13). Пророки Ветхого Завета предрекают пришествие Ходатая, чтобы примирить небо и землю, например Исаия (II,4) и Михей (IV, 3; V, 5). Мудрый Создатель, говорит церковь,  восстановит человека, который был создан по образу и подобию Божию, но потом погряз в преступлениях, подвергся повреждению первородным грехом, лишился высшей Божественной жизни. Крайняя духовная немощность людей, пребывающих без помощи Божией, многочисленные пророчества о воплощении Сына Божия приготовили мир к встрече небесного Искупителя, который сделался чаянием и упованием многих народов (Лук. II, 25, 38).  

Событие праздника

Перед рождением Мессии римский император Август решил провести всенародную перепись населения в покоренной Иудее, он издаёт приказ, чтобы все подданные Римской империи прошли перепись в тех городах, где они родились. В тот период Дева Мария и Иосиф жили в Галилейском городе Назарете, и так как оба принадлежали к роду царя Давида, то отправились проходить перепись в город Давидов Вифлеем. Огромное скопление народа в Вифлееме не позволило Иосифу и Деве Марии найти себе место в городских гостиницах, и они остановились на ночлег вблизи города, в пещере (вертепе), которую пастухи использовали, чтобы укрывать свой скот во время непогоды. Здесь, в этой пещере, созданной самой природой, исполнилось одно из предсказаний пророков о рождении Спасителя: Дева во чреве приимет и родит Сына; и нарекут имя Ему Еммануил; еже есть сказаемо: с нами Бог (Исаия VII, 14, Матф. I, 23).  «Таинство странное вижду и преславное, Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, - поет церковь в ирмосе 9-й песни канона. Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными». В евангелии от Луки читаем: Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. II).

Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии  непостижимо и неизреченно, в царство Римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508 (см. 25 день декабря в следованной Псалтири).

Божественная слава Богомладенца не была утаена, но была открыта во многих землях и странах. На поле близ вертепа, где родился Иисус, вифлеемские пастухи несли ночную стражу своего стада, им явился Ангел и возвестил о рождении Спасителя: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лк.II,10-12). Вместе с Ангелом явилось и многочисленное небесное воинство, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.II, 14). Но не только вифлеемским пастырям было возвещено о  Богомладенце, - чудесная звезда взошла на востоке и своим явлением возвестила миру о рождении Христа, и привела на поклонение Новорожденному Царю Иудейскому волхвов. В лице этих восточных мудрецов все язычники мира преклонили колени перед Спасителем: «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан, и смирну» (Мф. II, 11). Золото – как Царю, царский дар, ладан – как Богу, священнический дар, смирну (миро) – как человеку, в ознаменование будущей искупительной жертвы Христа.

Каждая тварь, по словам церкви, принесла свою дань родившемуся Господу: Ангелы – пение, небо – звезду, волхвы – дары, люди – Матерь Деву, земля – вертеп. Так в вифлеемской пещере, сквозь уничижение родившегося Спаса, просияла Божественная слава.

Древность, важность и поучительность праздника

В воспоминание дня Рождества Господа нашего Иисуса Христа, с Апостольских времен установлен церковный праздник. В постановлениях Апостольских читаем: «храните, братия, дни праздничные, и во первых день Рождества Христова». Во втором столетии на день Рождества Христова указывает Климент александрийский. В III веке о празднике, как о бывшем прежде, упоминает св. Ипполит, назначая чтение Евангелия в день Рождества Христова, из первой главы от Матвея. В IV веке, во время гонения христиан императором Диоклетианом, упоминается о сожжении верующих в храме, в праздник Рождества Христова в 303 году. После получения христианской церковью свободы вероисповедания, упоминание о празднике Рождества Христова видим в наставлениях св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, св. Григория Нисского, св. Амвросия, св. Иоанна Златоустого и других отцов церкви IV века. Св. Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова очень древним. В кодексах Феодосия (438 год) и Юстиниана (535 год) излагается закон о всеобщем праздновании Рождества Христова. Патриарх константинопольский Антоний в VI веке, Софроний и Андрей иерусалимские в VII веке, Иоанн Дамаскин в VIII веке, написали множество священных песнопений в честь Рождества Христова, многие церковь и по сей день поёт, прославляя этот праздник. День Рождества Христова 25 декабря (7 января по новому стилю), причислен к великим, двунадесятым праздникам и предваряется 40 дневным постом.

Как все большие события праздник длится не один день, от предпразднества до попразднества праздник Рождества Христова продолжается 12 дней. Со дня Введения Богородицы во храм, на утренних молитвах церковь начинает прославлять событие грядущего Рождества Христова пением «Христос рождается, славите». За пять дней до праздника начинается предпразднество, продолжающееся один день, и в последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Навечерие совершалось с древних времен, уже в IV веке было определено правило празднования навечерия, если оно приходится на воскресный день. В навечерие, православная церковь совершает чтение часов, называемых царскими, присутствующие ранее на богослужении царские особы с благоговением поклонялись родившемуся Царю царей. Часы совершаются при  открытых царских вратах, перед Евангелием курится фимиам, в воспоминание о ливане и смирне, принесенных волхвами в дар новорожденному Спасителю. При совершении Часов церковь вспоминает пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову, присоединяется также чтение свидетельств Апостольских и Евангельских, которые подтверждают исполнение этих пророчеств. В сам день Рождества совершается Божественная Литургия. На следующий день праздника церковь проводит Богослужения в честь Пресвятой Богородицы. Попразднество праздника Рождества Христова оканчивается 31 декабря (13 января по новому стилю).

Празднованием Рождества Господа Бга и Спаса  нашего Иисуса Христа церковь торжественно и всенародно утверждает православный догмат, который произнес и исповедал четвертый (Халкидонский) Вселенский Собор в 451 году: «поучаем исповедати единого и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человеке: истинно Бога и истинно человека: единосущна Отцу по Божеству и единосущна так же нам по человечеству: рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последнии же дни так же, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству». Прославляя в родившемся Богочеловеке истинное соединение Бога с человеком, праздник призывает нас к жизни достойной родившегося Господа. «Кто является в день Рождества Христова нечистым и оскверненным, спрашивает святой Амвросий Медиоланский, тот, кто не чтит Рождества Христова, тот, кто хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя».

Поведение христиан в праздник  

Церковь призывает всех нас к достойному поведению при праздновании Рождества Христова, В древности, как и теперь христиане откладывали все мирские и житейские дела, даже рабам давалась в этот праздник свобода от трудов. Все спешили в храмы на праздничную службу, а после Богослужения занимались делами благочестия. Вот как поучал в свое время св. Ефрем Сирин на праздник Рождества Христова: «ныне возсиял день милости, да не преследует же никто ближнего своего мщением за нанесенную обиду; настал день радости, да не будет никто виною печали и скорби для другого. Это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, - возмутитель мира и спокойствия. Это день, в который Бог снизошел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься перед грешником, да не устыдятся богатые разделить свою трапезу с бедными». В царствование на Руси царя Алексея Михайловича освобождались преступники из темниц в праздник Рождества Христова, и бедные получали различную помощь. С самых древних времен запрещались в праздник разнообразные общественные увеселительные мероприятия и зрелища, нарушающие святость дня Рождества Христова. Следующие за праздником 12 дней, назывались святыми днями или святками. Празднование дней, освященных событиями Рождества Христова и Богоявления, продолжается с 25 декабря (7 января по новому стилю) по 6 января (19 января по новому стилю). Эти дни ещё называются вечерками, не только потому, что заканчиваются дневные дела и продолжается праздник, но и в воспоминание о Рождестве и Крещении Спасителя, которые происходили, скорее всего, в вечерние и ночные часы (Лк.II, 8). Между тем святость этих двенадцати дней и вечеров нарушается в некоторых местах суеверными гаданиями, и оставшимися со времен язычества обрядами. Церковь, а до 1917 года и правительство России, строго осуждали и запрещали всякое проявление суеверных обрядов и обычаев, заботясь о духовной чистоте народа. В правилах принятых Шестым Вселенским Собором 680-681гг. (Константинопольский III), говорится: «прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, кои производят гадания о счастии, судьбе, родословии, и множество других подобных толкователей, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, изготовителей предохранительных талисманов и колдунов», «определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу, не носить масок. Посему, тех, кто дерзнет делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян – отлучать от церковного общения». Это постановление Вселенского Собора сделано на основании священного Писания (Второзак.XXII, 5). На основании законов Писания и в соответствии с правилами церкви, правительство дореволюционной России запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища, уличные пляски, наряжаться в кумирские одеяния и петь соблазнительные песни».

Такие меры, принимаемые церковью и правительством, говорили о серьезной борьбе за чистоту православной веры и заботе о духовном совершенстве народа.         

Тропарь праздника

Рождество́ Твое́, Христе Боже наш возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланитися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе.

На русском языке: Рождество Твоё, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания, ибо через него служившие звездам, как Богу, звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и в Тебе познать Восход с высоты (на небе земное солнце совершает свой путь снизу вверх, а Солнце Правды Христос, сходит с высоты). Господи, слава Тебе.

Кондак праздника

Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит, А́нгели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют; нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ мла́до, Преве́чный Бог. 

На русском языке: Сегодня Дева рождает Существующего всегда и прежде всего, и земля предоставляет пещеру Неприступному. Ангелы с пастухами прославляют, мудрецы за звездою совершают путь, - ибо для нас родился Младенец, Предвечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

На русском языке: Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, нас ради во плоти родившегося от не познавшей мужа и Пречистой Девы Марии.