Новости

19.01.2017Крещение Господа нашего Иисуса Христа Благочиние 7-го округа Калужская область

Святое Богоявление и Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Весть о рождении младенца из рода царя Давида, которого все называли Царем Иудейским, быстро дошла до правящего в это время царя Ирода. Ирод происходил не из царского рода и очень опасался за свой трон. Он решил избавиться от царственного младенца и избавиться наверняка, но не знал, где младенец находится, ведь волхвы, после поклонения Богомладенцу и напутствуемые Ангелом тайно ушли из Вифлеема, не указав царю Ироду местонахождение младенца Иисуса. Тогда Ирод приказал умертвить всех младенцев до двух лет, рожденных в Вифлееме и его окрестностях. Избиение младенцев в Вифлееме и предшествующие этому события  особенно подробно описывает евангелист Лука (Лук. II, 25, 32). Ангел предупреждает Марию и Иосифа о готовящемся злодеянии, они с младенцем Иисусом, успевают покинуть Вифлеем и направляются в Египет, где остаются до самой смерти царя Ирода, которая настигла его, вскоре после страшного убийства младенцев.   

Событие праздника

После смерти Ирода, святое семейство, по наставлению от Ангела, переселилось в Назарет (Матф. II, 13-23). «Здесь отроча Христос растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия была на Нем» (Лук. II, 40). В возрасте 12 лет Иисус уже отличался необыкновенным умом и удивительной для отрока мудростью. До возраста тридцати лет у иудеев не принято было посвящать в священнический сан и присваивать звание народного учителя. Иисус до Своего тридцатилетия не начинал проповеди Евангелия, а вместе с Иосифом занимался плотницким ремеслом.

Когда Иисусу исполняется тридцать лет, Иоанн Предтеча, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской (Лук. III, 1-3), что приблизилось Царство Небесное и грядет чаемый Мессия; Иоанн проповедует покаяние, необходимое для достойного вступление в Царство Его, и исповедующих грехи свои, крестит в Иордане (Матф. III, 2).  Крещение людей в Иордане дает Иоанну имя Креститель, а Иоанн Златоуст называет крещение в водах Иордана приготовлением к святому таинству, так как хотя  это крещение не дает отпущения грехов, но подводит людей к покаянию. Евангелист Марк представляет Иоанна Предтечу, как последнего пророка начала Евангелия Сына Божия. Свидетельства о самом Предтече есть у пророка Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь передо Мною» (гл.3,1), и у пророка Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (40,3). Сам же Иоанн проповедовал говоря: «Идет за мной Сильнейший меня, у Которого Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Марк. I, 4). Желая освятить воды Своим прикосновением к ним и установить таинство крещения, Иисус Христос приходит на Иордан креститься к Иоанну Предтече. Креститель никогда раньше не видел Иисуса, но Бог открыл Иоанну, что перед ним Мессия; тогда Иоанн, в благоговейном изумлении возопил: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне». «Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду» (Матф. III, 14-15). Иоанн Креститель кладет свою руку на голову Иисуса и погружает Его в воду. Об этом событии церковь поет так: Господь, взявший на себя грехи мира, покрывается водами Иордана (канон на Богоявление, песнь 1). Крестившись, Иисус Христос выходит из воды, и небеса отверзаются над Ним, Иоанн видит Духа Божия, сошедшего в виде голубя, и все слышат голос Бога Отца: «Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Матф. III, 17). Таким образом, в день Крещения и сошествия на Спасителя Святого Духа, Иисусу, как человеку, принадлежит имя Христос.       

Древность и важность праздника

В воспоминание о крещении Господа на Иордане церковью установлен двунадесятый праздник 6 января по старому стилю (19 января по новому стилю). Праздник назван Крещением Господним и Богоявлением, так как при крещении Христа Спасителя была явлена Пресвятая Троица: Господь вступает в свое открытое служение для искупления мира; Бог Отец является из отверзшихся небес, свидетельствуя об Иисусе: Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих; Дух Святый является с небес в виде голубя, подтверждая глас Бога Отца. Иоанн Златоуст пишет: целью сошествия Святого Духа было указать Христа. На следующий день после крещения, Иоанн Креститель увидев Иисуса, торжественно исповедал Его Сыном Божиим и другим указал на Него, яко на Агнца Божия, взявшего на себя грехи мира (Иоанн. I, 32-37). Название дня Крещения  Богоявлением согласуется и со словами  Евангелий, и с постановлениями Апостолов, и со словами  отцов церкви. В Апостольских постановлениях говорится: «Да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил вам Божество, да будет он в 6 день месяца» (кн.V, гл. 12). Святой Амвросий Медиоланский говорит, что День Крещения Господня назван Богоявлением, потому, что Господь в этот день явился не столько взору, сколько спасению людей. По словам св. Иоанна Златоуста, не тот день, в который Спаситель родился, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился.

Начало празднования события Богоявления относится к Апостольским временам и о нем упоминается в Апостольских постановлениях, как о великом дне. Во II веке о праздновании Крещения Господня, а также о ночном бдении перед праздником говорит Климент Александрийский; в III веке событие Богоявления вспоминают в своей беседе свмч. Ипполит и Неокесарийский чудотворец Григорий; в IV веке свои наставления о празднике Богоявления оставили нам Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, и  другие отцы церкви. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII веке Андрей и Софроний Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, в IX веке Иосиф Студит, оставили тексты своих песнопений, которые и в наше время не забыты и поются в церкви на праздник Крещения Господня и Богоявления. От Вифлеема до Иордана, от Рождества до Крещения, следует торжество, объединенное святыми днями (святками), оба эти праздника празднуются с равным величием и воспеты церковью с равным торжеством: «от Вифлеема на Иордан прейдем, там бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает. Приидите, увидим вернии, где крестился Христос». В древности праздники Рождества Христова и Крещения были объединены, поэтому, как в навечерие Рождества, так и в навечерие Крещения читаются царские часы и праздничные литургии сходны по своему составу.

Водоосвящение

Иоанн Златоуст писал: «Благочестивые христиане издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения черпать освященную воду для своего домашнего употребления. Воду называют Богоявленской или Крещенской, хранят при святых иконах, начертывают водой кресты на дверях и окнах своих жилищ. Некоторые даже простирают свою веру до того, что, несмотря на явную опасность, погружаются в зимней, покрытой льдом воде, по примеру христиан Иерусалимских». Вспоминая Крещение Иисуса Христа в водах Иордана, церковь в навечерие праздника совершает великое освящение воды. Благодать освящения придается воде одна и та же, как в навечерие, так и в самый день праздника. Праздничное водоосвящение берет свое начало в Иерусалимской церкви, где принято было выходить на реку Иордан, вспоминая Крещение Спасителя совершением водосвятия. В навечерие водоосвящение совершается в храмах, в сам же праздник на открытых водоемах, в память того, что Христос крестился вне храма и освятил воды Своим погружением в них. Чин водоосвящения изложен в Апостольских постановлениях, в них так же, как и теперь, звучит молитва к Творцу и Промыслителю: «… и ныне освяти воду сию, даждь ей благодать и силу» (Кн. VII, гл. 42,43. Кн. VIII, гл.29). «После крещения Господь подверг Себя искушению от диавола и победил его словом Божиим» (Матф. IV, 1-11).  Событие Крещения Господня и Богоявления учит нас, что очищение наше и спасение от грехов возможно только с помощью Божией благодати, которую Господь даровал нам, освятив Духом и силой Своей воду крещения для нашего очищения и обновления (Тит. III, 5).  

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас, свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

На русском языке: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак праздника

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный. 

На русском языке: Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». 

Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.